• Бийсолт-мулла Мальсагов: благородство и мудрость

    Мальсагов-Бийсолт

    Имя Бийсолта Мальсагова знали в республике все. Мулла по призванию, он имел высшее исламское образование, был глубоко набожным и благородным человеком. Проявлялось это во всём: в мыслях, делах и поступках, в кристальной честности и скромности.

    Бийсолт родился в 1898 году в селении Альтиево, в семье Иди Эгиевича. Дружная была семья. Детей воспитывали в труде и уважении. Старшего сына звали Берснак, а девочек – Лемнат, Рейхант, Тазрат и Хамсат.

    Бийсолт в детстве часто бывал у родственников матери – в селении Средние Ачалуки. Возможно, именно это общение с Исхак-муллой Чапановым и воспитало в нём особо набожное отношение к жизни. Он многому учился у своего деда. Там же, в селе, прошли его детские и юношеские годы, учился он в светской школе и в исламской – хужаре. С молодости Бийсолт, глубоко проникшийся моралью и знаниями ислама, отказался от мирских благ во имя Аллаха и дал обет жить с чистыми помыслами и добрым отношением к людям. Он был красивым и обаятельным человеком, ограниченным в еде и сдержанным в словах. Ценил в людях достоинство и честь.

    В 1927 году Бийсолт женился на Аминат – дочери Солсбик-муллы Чахкиева. Она была женой и другом, понимала его, ценила и берегла. Некоторое время Бийсолт работал на почте. Возил корреспонденцию из Владикавказа в Назрань, Кантышево, Балту. В то время Ахмед Чахкиев (шурин) был начальником почтового отделения Ингушской автономной области. Вскоре Бийсолта, как и других представителей духовного просвещения, стали преследовать, и потому уже приходилось скрываться.

    В годы Великой Отечественной войны Бийсолт разделил вместе со всеми тяготы и лишения. Служил в трудовой армии под Малгобеком, помнил зарево нефтяных скважин, ачалукские склоны, заполненные потоками раненых, госпитали и всенародное участие в отражении врага. Он жил в то время в Средних Ачалуках. В 1944 году вместе с народом был отправлен в депортацию из того же села.

    Первое время жил Бийсолт в Кустанайской области, позже нашёл свою семью в Алма-Ате. По-прежнему ему приходилось скрываться от властей. Крепким тылом и поддержкой была его семья. Жена Аминат лелеяла семью – мужа, трех сыновей (Магомед, Умар, Мохмад-Башир) и трех дочерей (Зейнап, Рукет, Хава). С особой заботой относился Бийсолт к дочерям. Старшая девочка шила. Однако вся тяжесть по содержанию семьи в те годы легла на плечи старшего сына Магомеда. А было ему в то время всего лишь 13 лет. На работу его не брали – мал ещё. Обул он как-то обувь на высокой деревянной платформе, которую придумал на этот случай, и снова стал проситься на работу. Увидев его проделки, администратор взял. Магомед работал в шахте, был водителем, обеспечивал семью всем необходимым для жизни. Его родные вспоминают: «Как-то в зимнюю ночь, из-за сильного бурана, заблудился Магомед и только под утро пришёл домой. Когда он вошёл в дом, из-под его телогрейки упала окаменевшая от мороза буханка хлеба».

    Вскоре и Бийсолт устроился на работу. Днём он выполнял обязанности муллы, несмотря на все препоны и трудности, а ночью работал сторожем магазинов. Запомнился ему один неординарный случай. В одном из магазинов осудили за растрату несколько человек. Вспомнил Бийсолт, что ночью видел крысу с парой золотых изделий в зубах. Стеллажи были деревянными, и проворному зверьку легко давалась добыча. Бийсолт убедил руководство магазина найти следы грызунов. После обследования территории был обнаружен «тайник» с золотыми изделиями. Пересчитав всё, правосудие освободило ранее задержанных людей.

    Дети повзрослели, женились. Бийсолт с женой и внуком Ахмедом вернулись на родину – в Ингушетию. Дедушка был для внука энциклопедией и большим другом. Сегодня Ахмед вспоминает, как общался дед с его друзьями. «Они станут взрослыми, а считаться с ними нужно уже в их детские годы, — учил он. — Главное, чтобы выросли они настоящими людьми и имели правильные мысли». Всегда интересовался жизнью и деятельностью своих племянников и непременно подбадривал каждого: «Дала воахаве хьо!» («Пусть Всевышний даст тебе силы жизни»).

    Бийсолт сам зарабатывал «свой хлеб». Бывало, ранним утром выедет Бийсолт в лес за дровами, а позже уже идёт на косьбу. В хозяйстве были коровы, лошади, овцы и даже буйволы. Никогда не принимал благодарности в виде денег и говорил: «Мискача наха д1але» («Отдай нуждающемуся»). Сам построил себе скромный дом, сарай, пристройки. Был в меру обеспеченным, но и лишнее не копил. Со временем вернулись все домой. Дом Бийсолта всегда был полон детей, внуков. Он любил в кругу семьи трапезничать. Но такие минуты выдавались редко. Дети из уважения не садились с ним за стол. Племянника Магомеда Долакова и Любу (дочь Бексолта — жена Ахмеда Газдиева) Бийсолт очень любил. Магомеду он разрешал садиться, когда не было посторонних. Учил молиться, правильно поступать в жизни. Бийсолт очень любил людей, посещал родственников, сельчан. Творил благие дела и распространял добрые мысли. Не обсуждал людей, не упрекал в недостойных делах. Учил других примерами из жизни: «Вот так поступал тот-то». Это были бесконечно мудрые, поучительные истории о достоинстве.

    Бийсолт воспитывал в детях уважение к своей фамилии и народу. Дорожил происхождением, был любознательным и создал древо, называя имена отцов и дедов. Длинная цепочка линии отцов уходила корнями к далёкому предку. Бийсолт знал истории жизни многих из них и события, происходившие при их участии в горах. Он дорожил своей семьёй, а со старшим сыном Магомедом был другом, в душе называя его «къонах». До конца жизни Бийсолт был благодарен сыну за огромную ношу, которую он взвалил на свои плечи и был кормильцем семьи.

    Бийсолт фиксировал древо Мальсаговых арабской графикой. Свободно переводил тексты с арабского на ингушский. «У тебя образование. Ты многое знаешь», — говорили ему не раз, на что он отвечал: «Каким бы не был образованным человек, он не может знать всё. Всегда остаётся непознанное».

    Бийсолт-мулла уважал грамотных людей. Настойчиво говорил о том, что эзди саг должен иметь либо светское, либо духовное образование. Но иметь образование человек непременно обязан. Необразованных людей ему было жалко. «Они себе и людям не интересны», — считал он.

    Сам Бийсолт был мудрым, умел рационально трудиться, общаться, доказывать. О его глубоком духовном образовании люди рассказывали друг другу. В самых разных вопросах – будь то история, химия, астрономия – умел продолжить мысль, опровергнуть. Много читал. Его большой письменный стол, покрытый зелёным сукном, всегда был заполнен книгами.

    Особенно популярным стал Бийсолт в 60-70х гг. ХХ века, хотя в то время власть по-прежнему не особо лелеяла религиозных деятелей. Самые сложные вопросы в обществе он умел безболезненно разводить, не называя их спорными, а тем более – конфликтными. С ним общались известные в те годы Охлой Осман-мулла Муцольгов, Бийсолт-мулла Аушев, Орц-мулла Могушков, Бийсолт-мулла Сагов, Сейд-Махмад Акилов, Сейд-Хусен Акилов, Тахир Дербичев и др. Часто бывал у него дома Дяд-Илез. Не было в их понятиях деления людей по вирдам и тарикатам. Сам Бийсолт был накшбандийского тариката. Спросили как-то у Бийсолта о разнице вирдов, на что он ответил: «Мы все произносим Бисмиллахирохманирохим? Да. Мы все совершаем намаз? Да. Мы все едины!»

    К Бийсолту люди шли с разными вопросами. Со всеми он соблюдал этикет (г1улакх). Приветствуя человека радушно, он непременно вставал во весь рост. Выслушивал внимательно и глубоко проникался болью человека, мог дать дельный, хороший совет.

    Встречались в жизни самые разнообразные ситуации. Порой очень сложные. В годы возвращения людей из депортации Пригородный район оказался закрытым для ингушей. Люди жили в землянках. Другие районы Ингушетии быстро заполнялись. Было волнение. И тогда выступили перед собравшимися Бийсолт-мулла Мальсагов и Бийсолт-мулла Сагов и убедили их в том, что людям надо помочь в обустройстве.

    Бийсолт любил говорить правду, какой бы жгучей она ни была. В этом тоже нужно было иметь мужество. Не терпел лицемерия. Если замечал оное, покидал общество. Он умел наставлять на правильный поступок и никогда не поддерживал того, кто говорит неправду. Благодаря своей дипломатии, умел подвести человека к честному поступку.

    Часто принимал он участие в примирении кровников, в скреплении новых родственных уз. Его уважали, считали за честь породниться с ним, или при его участии. Как-то юноша из фамилии Мальсаговых умыкнул девушку. Поехали старцы просить перемирия. «Мальсаговы? Но я не вижу Бийсолт-муллы Мальсагова», — удивился отец девушки. Это было равносильно отказу. Бийсолт-мулла был нездоров в то время, но, превозмогая боль, поехал на перемирие. Увидев Бийсолта издали, родственники девушки вышли навстречу высокому гостю. Его присутствие вызывало доверие. И родство было скреплено.

    Бийсолт-мулла жил людскими делами, их нуждами и надеждами. «Очень добрый, благородный по духу. Он был простым и доступным для каждого человека», — вспоминает его сельчанин Руслан Колоев.

    Бийсолт-мулла Мальсагов оставил добрый след на земле. Его многочисленные потомки свято следуют его заветам и с гордостью слышат в народе о своём дедушке: «Бийсолт-молла хаькъал долаш, 1имерз саг вар» («Бийсолт-мулла был мудрым и благородным человеком»).