Информация для военнослужащих

Наличие в собственности жилого дома (квартиры), а также ухудшение жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи (дарения) полученного от государства жилья являются препятствием для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, претендующие на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства, должны иметь в виду, что наличие у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), а также ухудшение ими жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи, дарения ранее полученного от государства жилья являются препятствием для их постановки на учет нуждающихся в получении этих жилых помещений.

Порядок постановки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства определен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий визбранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 (далее — Правила).

Согласно пункту 7 Правил избрание военнослужащими постоянного места жительства после их увольнения с военной службы является основанием для их признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. В то же время, Правила устанавливают условия, при наличии которых военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в получении жилья в избранном месте жительства. Так, согласно подпункту «а» пункта 10 Правил не подлежат признанию таковыми военнослужащие, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил не могут быть признаны нуждающимися в получении жилья в избранном месте жительства также военнослужащие, жилищные условия которых ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. Положения названных подпунктов пункта 10 Правил проверены в порядке нормоконтроля высшим судебным органом Российской Федерации по административным исковым заявлениям Рыбалко П. Ю. и Гордеева Д. Г. и признаны соответствующими закону.

В частности, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 21 марта 2018 г. № ВКПИ18-8 указал, что оспариваемая норма подпункта «а» пункта 10 Правил согласуется с положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым военнослужащий, имеющий в собственности жилое помещение по установленным нормам, в том числе полученное от государства, не имеет права требовать предоставления другого жилого помещения.

Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № ВКАПИ17-35, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

                                                                                                                                                                                                                       

Военный прокурор  Р. С. Петросян

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.