Линейные объекты и охрана земель

Автор: 
Ибрагим Курскиев
0

В Республике Ингушетия земли расположенные в равнинной, предгорной и лесных зонах, обладают естественным даром природы — наличием верхнего плодородного слоя, то есть почвами способными удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Важнейшей задачей, государственных и муниципальных органов, общественности, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, является охрана этих плодородных земель. Целями охраны земель является:

— предотвращение деградации, загрязнения. захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

— обеспечение улучшения и восстановления земель. подвергшихся вышеуказанным негативным воздействиям.

К сожалению, в большинстве случаев, в республике при строительстве различных объектов мероприятия по охране земель не проводятся, или проводятся плохо. Так, земельным, природоохранным и градостроительным законодательством Российской Федерации при строительстве различных объектов предусмотрены нормы и правила, которые соблюдаются плохо.

Грубейшим нарушением законодательства при строительстве, является отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель после окончания строительства, в результате чего верхний плодородный слой почвы не снимается и не складируется, смешивается с различными почвенными породами, строительными отходами и пр.

Проект рекультивации нарушенных земель обязателен и является важной составляющей к проектно-сметной документации на строительство любого объекта.

В республике идет массовое строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, что крайне необходимо для населения.

Особого внимания заслуживают нарушения при строительстве линейных объектов (газопроводов, водопроводов, линий электропередач, дорого и др.), так как в основном эти объекты строятся по землям сельскохозяйственного назначения и земельным участкам сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, при котором верхний плодородный слой уничтожается и перемешивается, нанося огромный вред почвам как объекту охраны окружающей среды.

Законодательной базой для проектирования рекультивации нарушенных земель являются: Постановление Правительства РФ № 140 от 23.02.1994г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; ст.48 Градостроительного кодекса РФ; Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию».

Проектная документация на строительство линейных объектов должна содержать мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных и загрязненных земельных участков и почвенного покрова.

Рекультивация сельскохозяйственных и др. земель, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Условия приведения нарушенных земель в состояние пригодное для последующего использования. а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающие разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительные заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных. водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:

-осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;

-проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;

-работы по снятию. транспортировке и складированию плодородного слоя почвы;

-работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;

-химическую мелиорацию токсичных пород;

-приобретение при необходимости плодородного слоя почвы;

-ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;

-очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;

-устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;

-приобретение и посадку саженцев;

-восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);

-деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);

-другие работы, предусмотренные проектом рекультивации. в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством. допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.

Выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для организации приемки рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной Комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В состав Постоянной Комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансовокредитных и других заинтересованных органов.

Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную Комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:

а) копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;

б) выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;

в) проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;

г) данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических, и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;

д) схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерногеологический мониторинг) в случае их создания;

е) проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);

ж) материалы проверок выполнения работ по рекультивации осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;

з) сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;

и) отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-тп (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.

Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной Комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается Председателем Постоянной Комиссии в 10- дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. рабочая комиссия формируется из членов Постоянной Комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций.

В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций. эксперты и другие заинтересованные лица.

В случае неявки представителей сторон, сдающих и принимающих рекультивированные земли, при наличии сведений о их своевременном извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место, приемка земель может быть осуществлена в их отсутствие.

При приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:

а) соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;

 б) качество планировочных работ;

в) мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;

г) наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;

д) полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;

е) качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);

 ж) наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;

з) наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

Лица, включенные в состав рабочей комиссии, информируются через соответствующие средства связи (телеграммой, телефонограммой, факсоми т. п.) о начале работы рабочей комиссии не позднее, чем за 5 дней до приемки рекультивированных земель в натуре.

Объект считается принятым после утверждения Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.

По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная Комиссия вправе, продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством.

В случае, если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.

Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется:

органами Росреестра Россельхознадзора Росприроднадзора и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности;

соответствующими службами организаций, проводящих работы с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский надзор за реализацией проектов рекультивации;

Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего, или органов Росприроднадзора, Росреестра и др., специально уполномоченными органами.....

Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством. Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей. Для получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова необходимо подготовить следующие материалы:

1. Заявление, в котором указывается:

а) вид работ, способ и сроки проведения работ;

 б) площадь нарушаемых земель по видам угодий;

в) финансовые и технические возможности для снятия плодородного слоя почвы (при необходимости, нижележащих потенциально плодородных пород) и последующей рекультивации земель, данные о привлекаемых для этих целей подрядных организации;

г) площадь, мощность и объем снимаемого плодородного слоя почвы, место и срок его хранения, дальнейшее использование;

д) дата окончания технического этапа рекультивации, срок восстановления плодородия рекультивируемых земель и их дальнейшее использование, перечень мероприятий по улучшению рекультивированных земель ( биологический этап рекультивации );

е) наличие в границах землепользования ранее нарушенных земель, а также территорий с особыми условиями использования (санитарные и охранные зоны, земли природоохранного, оздоровительного, рекрационного, историко-культурного назначения и пр.).

2. Проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Росреестра.

3. Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

4. Согласования с заинтересованными государственными органами и организациями, а также другие материалы, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия № 5 от 16.01.2008г. «О постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель Республики Ингушетия», в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ № 140 от 23.02.1994г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», в целях оптимизации приемки (передачи) рекультивированных земель, и соответствующего рассмотрения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель Республики Ингушетия, которая рассматривает вопросы выдачи разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и осуществляет приемку рекультивированных, неиспользованных, подвергнувшихся негативному воздействию и самовольно нарушенных земель.

Строительными подрядными организациями, названное постановление не выполняется, так как за разрешением на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова в основном не обращаются, поэтому и не имеют Проекта рекультивации земель, средства на рекультивацию нарушенных земель не выделяются, соответственно нарушенные земли по окончании строительных работ не рекультивируются, в результате чего нарушенные земли остаются деградированными и потерявшими свое плодородие.

Отдел земельного надзора
Управления Россельхознадзора
по Республике Ингушетия

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.

Добавить комментарий

1 + 13 =

Новости