Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

Автор: 
Хади Курскиева
0

На основании ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является не только долгом, но и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон) предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Согласно ст. 22 Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Вместе с тем на такую службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии со ст. 25 Закона в Российской Федерации призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Частью 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации зауклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от ее прохождения предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет.

Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками.

Их вручение производится, как правило, работниками военного комиссариата либо руководителями или иными должностными лицами по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона уважительными причинами неявки гражданина по повестке при условии документального подтверждения причины неявки признаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина, а также иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку.
Вместе с тем отсутствие расписки гражданина о получении повестки не является безусловным основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

Также статьями 21.5, 21.6. 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неявку по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, изменение места жительства на срок более 3 месяцев без снятия с воинского учета, несвоевременную постановку на воинский учет, уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, умышленное уничтожение военного билета либо небрежное хранение, повлекшее его утрату.

В случае совершения указанных правонарушений к виновному лицу могут быть применены штрафные санкции.

Гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии выдается не военный билет, а справка. Указанное заключение является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы (п. 1.1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ).

Военный прокурор
216 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 04062
Р. С. Петросян

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.  

 

Добавить комментарий

14 + 1 =

Новости