Применение мер ответственности за допущенные коррупционные проступки, особенности реализации таких норм в отношении государственных служащих

Впервые нормы об ответственности гражданских служащих за нарушение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, появились в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции».

Однако соответствующие законоположения носили главным образом отсылочный характер, прямо упоминая лишь о возможности увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия за отдельные коррупционные правонарушения.

Со вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» законодателем был взят курс на усиление ответственности за коррупционные правонарушения.

В настоящее время законодателем предусмотрен различный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:

государственных служащих,

лиц, замещающих государственные и муниципальные должности,

а также работников государственных корпораций, внебюджетных фондов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особенность дисциплинарной ответственности гражданских служащих заключается в том, что, возникая из служебного контракта, она выступает как ответственность гражданского служащего не только перед государственным органом, являвшимся стороной служебного контракта, но и перед государством за поведение гражданского служащего при исполнении им служебных обязанностей, предполагающих реализацию полномочий государственного органа.

Поскольку нарушения служебной дисциплины в государственном органе наносят ущерб установленному государством порядку организации и деятельности государственного органа, это предполагает необходимость установления специального правового регулирования дисциплинарной ответственности гражданских служащих, а также характеризуется наличием более широкого сектора мер дисциплинарного взыскания, включающего такую не предусмотренную трудовым законодательством меру взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии (п.3 ч.1 ст.57 Федерального закона «О государственной гражданской службе»), и усложненным порядком их применения.

В частности, в соответствии со статьей 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупционных данных федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

-замечание,

-выговор,

-предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 названного федерального закона установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги(супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятий представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Подчеркивая особую опасность коррупционных правонарушений законодателем предусмотрен и особый порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.

Взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Начальник отдела государственной службы и кадров, по защите государственной тайны,

мобилизационной подготовки и правового обеспечения

Управления Росреестра по Республике Ингушетия Е. Б. Гайтукиева

 

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.