Публичный сервитут: изменения в Земельном кодексе России

Фото:
Публичный сервитут

В Земельный кодекс Российской Федерации за текущий месяц были внесены некоторые изменения по части упрощения размещения линейных объектов. Наряду с другими поправками, был внесен и новый порядок установления публичных сервитутов. С вопросом, что такое публичный сервитут и каковы порядки его установления, мы обратились в Кадастровую службу республики, откуда в адрес нашей редакции поступил ответ, который мы публикуем без сокращений.

Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие новые основания и порядок установления публичных сервитутов. В Гражданском праве содержится такое понятие, как «сервитут». Это право на пользование чужой вещью, предоставляемое для обеспечения возможности реализации каких-то определенных целей. Оно может быть использовано для охраны окружающей среды, памятников культуры и истории, улучшения жизнедеятельности людей, безопасности государства, а также других общеполезных целей.

Слово и понятие «servitutus» возникло в Древнем Риме. Дословно оно переводится как — «рабство вещи». Сервитут — это вещное право. Оно действует, пока существует сама вещь. Право же подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРП путем подачи заявления. Если устанавливается сервитут на земельный участок, то должен также прилагаться заверенный план, в котором отмечается сфера действия сервитута (только если он не распространяется на всю территорию).

Существует несколько видов сервитутов. Частный сервитут устанавливается в результате соглашения между лицом, желающим установить сервитут, и собственником участка, расположенного по соседству. Оформление происходит путем составления соответствующего договора.

Публичный сервитут (ПС) устанавливают в результате издания закона (другого нормативного акта) для обеспечения интересов населения, местного самоуправления или государства, когда в изъятии земельных участков нет необходимости. Публичный сервитут может устанавливаться для различных целей.

В отличие от частного, он возникает для удовлетворения общественных интересов, а не конкретного лица, и непосредственно не связан с нуждами земельного участка, находящегося по соседству. Он может устанавливаться для проезда (прохода) через земельный участок, водопоя и забора воды, а также для установления на участке геодезических и межевых знаков. Кроме этого, публичный сервитут устанавливается для пастьбы или прогона скота, либо сенокоса, а также для осуществления ловли рыбы на водоеме, расположенном на земельном участке. Такая мера может обеспечивать возможностью проехать или пройти к прибрежной полосе, а также проведению дренажных, инженерных, исследовательских и изыскательских работ различной направленности.

Сервитут — это право, которое не может быть предметом дарения, купли-продажи, мены и т. п. Он не может быть передан лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой он установлен. Сервитут сохраняется при переходе прав на обремененный земельный участок иному лицу. В каких случаях может быть прекращен сервитут? Это возможно, если исчезли основания, по которым он был установлен. К примеру, появилась возможность прохода к недвижимости иным путем. Помимо этого, в судебном порядке собственник участка земли может обратиться с заявлением о прекращении его действия, если из-за обременения отсутствует возможность использования по назначению, либо потребовать выкуп с возмещением убытков. При существенных затруднениях в использовании он имеет право на получение соразмерной платы от органа, установившего сервитут.

Согласно Федеральному закону публичный сервитут может устанавливаться на определённый срок для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых и водопроводных сетей, линий и сооружений связи, а также объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. ПС устанавливается и для размещения различных инженерных и вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы и т. д.) для временного складирования строительных и иных материалов, организации стоянки строительной техники, проведения инженерных изысканий, а также в иных подобных целях.

В Федеральном законе определяются органы, принимающие решения об установлении публичного сервитута, оговариваются здесь и условия установления публичного сервитута. В законодательном порядке приводятся лица, имеющие право ходатайствовать об установлении сервитута и требования к такому ходатайству. Также узаконен порядок извещения правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута и принятия решения об установлении публичного сервитута (или отказе в его установлении). Новыми поправками внесены требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута, а также права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Предусматривается, что обладатель публичного сервитута обязан вносить за него плату в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся также в Градостроительный, Жилищный, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты РФ.