Сельскохозяйственные палы в последние годы превратились в настоящее стихийное бедствие для Республики Ингушетия

Огонь не только выжигает плодородную землю, но и уничтожает полезные микроорганизмы, мелких животных, легко может добраться до населенного пункта и сжечь дома, а также стать причиной отравления людей продуктами горения.

Травяные, а также послеуборочные поджоги стерни приводят к заметному снижению плодородия почвы. Травяной и стерневой пожар не увеличивает количество минеральных питательных веществ в почве, он лишь высвобождает их от сухой травы, делает доступными для питания растений. Однако в почве при этом теряются азотные соединения. Основная часть запасенного азота при сгорании сухой травы высвобождается в атмосферу, становясь для подавляющего большинства растений недоступным. Сгорает органическое вещество почвы, образующееся из отмирающих частей растений, в том числе сухой травы.

После палов на песчаных почвах разрастаются щавель и хвощ, а на глинистых можно видеть большую группу других растений, которые наглядно демонстрируют, что качество почв отнюдь не улучшилось. На территории, которая подвергается палам, происходит обеднение и закисление почв.

Сокращение количества органического вещества в почве — это главный фактор снижения почвенного плодородия. Многие плодородные почвы, например, черноземы, в условиях постоянного выжигания сухой травы просто не смогли бы образоваться, поскольку не было бы необходимого для их формирования постоянного пополнения почвы органическими веществами.

Необходимо отметить, что Постановлением правительства Российской Федерации от 10.11.2015 № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» были внесены изменения, а именно запрет на выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, а также возле автомобильных и железных дорог (полосах отвода и охранных зонах).

Поводом для принятия такого решения стало увеличение количества пожаров, возникающих в результате несанкционированного сжигания сухой травы, так называемых травяных палов. Ужесточение запрета на выжигание сухой растительности будет способствовать стабилизации обстановки, повышению пожарной безопасности населенных пунктов, объектов инфраструктуры и лесного фонда.

Несоблюдение указанного запрета образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц — от 6000 до 15000 рублей; на юридических лиц — от 150000 до 200000 рублей.

Управление Россельхознадзора по Республике Ингушетия привлекает к административной ответственности собственников, арендаторов земельных участков, оборот которых регулируется федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не использующих сельхозугодья по целевому назначению.

Зарастание полей сорняками, деревьями и кустарниками создаёт не только пожароопасную ситуацию, но и ухудшает качественное состояние земель.

Ст. 8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв):

ч. 2 — невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20000 до 50000 рублей; на должностных лиц — от 50000 до 100000 рублей; на юридических лиц — от 400000 до 700000 рублей.

Ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению):

ч. 2 — неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3000 рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50000 рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200000 рублей;

ч. 2.1 — неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2000 рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100000 рублей.

Отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Ингушетия

 

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.