Второй день форума «Сообщество»: от финансирования до продвижения

Во второй день форума «Сообщество» в Ставрополе разобрали практические кейсы, которые помогут НКО работать эффективней.

НКО нужен бренд

На секции «Продвижение» разговор шел об особенностях брендинга и продвижения для НКО. Георгий Безбородов из агентства Time4brand рассказал о развитии брендинга в России и мире. Современный брендинг все чаще должен быть направлен «внутрь»: о компании должны говорить хорошо сами сотрудники. А вот писать об этом на заборе сегодня совсем не обязательно.

«Для НКО бренд помогает создать дополнительную ценность. Например, гражданские активисты могут заниматься проблемами экологии или защищать права животных, но когда появляется лояльность, им не приходится тратить время на объяснение, зачем это нужно. Усиливается искренняя поддержка жителей, увеличивается эффективность работы, и все это поднимает рейтинг организации и руководителя», — отметил Георгий Безбородов.

Один из представленных кейсов был связан с некоммерческим проектом «Врачи без границ». Врачей беспокоила ситуация, когда много людей умирает на улицах от переохлаждения в зимний период по различным причинам. Было проведено исследование и выяснилось, что подавляющее число граждан имеет два убеждения: если человек валяется на улице, то он обязательно пьяный, и если позвонить в «скорую», то все равно никто не приедет. Чтобы изменить ситуацию, была проведена информационная кампания. Медиков обязали издать внутренний документ, в котором было указано, что при падении температуры до обозначенного минимума вызовы скорой помощи к лежащим людям на улице ставятся в приоритет. Это стало инфоповодом, который лег в основу пиар-акции, а после уже был сделан сайт, где публиковались отчеты по спасенным людям.

Президентские гранты: простота и прозрачность

Как правильно оформлять заявки на гранты, обсудили на секции «Финансирование». Наталья Алиева, директор департамента региональных программ Фонда Президентских грантов, рассказала об особенностях работы конкурса Президентских грантов этого года. Теперь весь процесс подачи заявок на гранты перешел в электронный режим.

«Благодаря этому процедура стала более понятной и прозрачной, в два раза увеличилось число самих заявок по сравнению с прошлым годом, у регионов появилось больше шансов. Не нужно ехать в Москву, не нужно ничего распечатывать, отправлять по почте. Издержки при подаче сокращаются, — прокомментировала лектор. — На рассмотрении у нас оказалось более пяти тысяч заявок».

Поданная заявка обрабатывается системой в течение пяти дней. По истечении этого срока заявка оказывается на сайте и автоматически распределяется по экспертам, которые оценивают все материалы. Каждую заявку рассматривают два эксперта. Однако если они ставят полярные оценки, привлекается третий. Следующий этап — заседание рабочих групп по каждому проекту.

О типичных ошибках конкурсантов региональных грантовых программ рассказал Владимир Вышеславов, глава Департамента ставропольского правительства по взаимодействию с институтами гражданского общества.

«Зачем же вы закладываете в свой бюджет расходы на помещения? Если кто-то выиграл краевой проект, то департамент всегда найдет подходящие залы, не нужно за них платить. Или затраты на СМИ? Не нужно это. Скажите нам, и мы научим вас, как писать пресс-релизы, составлять пресс-пакеты и делать мероприятия, интересные журналистам. Лучше увеличить бюджет на свои сайты и информационные площадки — этот инструмент нужнее. Он поможет найти спонсоров, волонтеров и помощников», — заявил чиновник.

Владимир Вышеславов также раскрыл «секрет» трендов следующего года в области региональных грантов. «Мы хотим больше молодежных проектов, — сказал он. — И проектов по созданию образовательных и просветительских семинаров по НКО. Вы сами знаете, что вам нужно».

НКО заполнит новые ниши

Вторая проектная сессия называлась «Доступ НКО на рынок социальных услуг». Первая часть мероприятия носила информационный характер — эксперты из Москвы рассказали участникам о новых возможностях для социально ориентированных некоммерческих организаций, о процессе «разгосударствления» сферы социальных услуг.

Как сказала председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова, теперь у НКО есть возможность не только составлять конкуренцию государственным структурам в оказании социальных услуг, но и начинать оказывать те услуги, которых пока нет на рынке, и заполнить только образующиеся ниши.

«Речь идет обо всех областях социальной сферы. Процесс идет сложно, но задача такая поставлена, причем на самом высоком уровне, — сказала она. — Общественно полезных услуг много, перечень пополняется все новыми и новыми услугами. Главное для нас — узнать, какие есть барьеры, с какими проблемами вы сталкиваетесь при попытке оказать социальную услугу, и что мы можем сделать, чтобы снять эти барьеры», — отметила Елена Тополева-Солдунова.

Доцент кафедры управления информационными процессами ИГСУ РАНХиГС Оксана Коротеева рассказала о комплексе мер и механизмов, необходимых для обеспечения доступа СО НКО к оказанию соцуслуг в регионах Северо-Кавказского федерального округа, а также о том, как НКО получить статус исполнителя общественно полезных услуг.

Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак отметил, что социальное обслуживание является единственной областью, где появилась система, по которой НКО может претендовать на бюджетные средства, и, таким образом, это приведет к постепенному высвобождению бюджетных ресурсов в государственном секторе и перенаправлению их в НКО.

Во второй части сессии обсуждались проблемы и практики доступа НКО к оказанию социальных услуг. У представителей НКО было много вопросов, касающихся формальностей: например, какие конкретно документы нужны для того, чтобы войти в реестр НКО — исполнителя общественно полезных услуг. Во время обсуждения бюджетного финансирования звучали вопросы о том, как именно будут предоставляться эти субсидии и «на какой тариф» можно рассчитывать.

Анна Ильина

 

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.