Защита интересов МВД по Республике Ингушетия по делам о признании фактов политических репрессий, обязании выдать справку о реабилитации

В предыдущие годы Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия в качестве заинтересованной стороны привлекалось к участию в гражданских делах по заявлениям граждан об установлении фактов применения политических репрессий. Необходимость в установлении юридических фактов применения в отношении граждан политических репрессий связана с получением дополнительных социальных гарантий.

Как правило, суды Республики Ингушетия удовлетворяли указанные заявления исходя из того, что исторический факт применения ко всему ингушскому народу репрессий со стороны государства, как и факт последующей их реабилитации, является общеизвестным и в соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию. При этом судами не принимались во внимание доводы представителей МВД по Республике Ингушетия об отсутствии архивных сведений о применении к соответствующим лицам репрессий.

До определенного времени Верховный суд Российской Федерации поддерживал указанную правовую позицию судов республики. Однако принятое определение Верховного суда Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. по кассационной жалобе МВД по Республике Ингушетия на решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 3 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2014 г. по делу № 26-КГ15-48 свидетельствует об изменении судебной практики по данной категории дел. Данным определением Верховный суд Российской Федерации отменил судебные акты нижестоящих судов и отказал заявителю в удовлетворении его требований.

Как указал Верховный суд Российской Федерации, разрешая спор и признавая установленным факт применения к заявителю политических репрессий, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что исторический факт применения ко всему ингушскому народу репрессий со стороны государства, как и факт последующей их реабилитации, является общеизвестным и в соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежал доказыванию. Вместе с тем по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию для правильного разрешения спора обстоятельств являлось выяснение судом вопроса о наличии каких-либо доказательств, подтверждающих высылку в административном порядке в Казахскую ССР родителей заявителя и его рождение именно в местах их депортации. Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, статьей 7 данного Закона предусмотрен специальный несудебный порядок установления таких фактов органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования решения данного органа.

При таких обстоятельствах указанные заявителями факты не подлежали установлению в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

По данным обстоятельствам Верховным судом Российской Федерации

15 ноября 2016 г. по делу № 26-КГ16-14 вынесено аналогичное определение суда.

С учетом изменившейся судебной практики, в настоящее время отдельные граждане обжалуют действия сотрудников Информационного центра МВД по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе выдать справку о реабилитации.

Зачастую указанные граждане не информированы о порядке и основаниях выдачи таких справок и априори полагают действия должностных лиц МВД по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе выдать справку о реабилитации, неправомерными.

Вместе с тем порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденным приказом МВД России от 23 ноября 2011 г. № 1165.

Согласно подпункту 48.2 указанного нормативно-правового акта справка о реабилитации оформляется лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента, в случае:

— документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим;

— реабилитации родителей или одного из них;

— документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении;

— документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.

В соответствии с требованиями подпункта 48.3 Административного регламента подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации осуществляется при отсутствии:

— правовых оснований, закрепленных законодательством Российской Федерации о реабилитации;

— архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке;

— политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу.

Правовой отдел МВД по Республике Ингушетия

 

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.