Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия по делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 3 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2014-2016 годы» государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сферы строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 12 сентября 2014 года № 180, в связи с жалобами граждан Базоркиной А. А. и Шанхоева Г. Х-М.

Подписан
Опубликован
Вступает в силу
Файл
Скачать (100 КБ)

Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А. К. Гагиева, судей И. Б. Доскиева и И. М. Евлоева,

с участием:

гражданина Г. Х-М. Шанхоева,

полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М. Б. Гаракоева,

руководствуясь статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Ингушетия, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92-96 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта «в» пункта 3 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2014-2016 годы» государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сферы строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 12 сентября 2014 года № 180.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А. А. Базоркиной и Г. Х-М. Шанхоева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителями нормативное положение.

Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Ингушетия, руководствуясь статьей 45 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика И. Б. Доскиева, объяснения заявителя — гражданина Г. Х-М. Шанхоева, полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М. Б. Гаракоева, выступления приглашенных в заседание представителей: Народного Собрания Республики Ингушетия — Т. А. Измайлова, Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия — Я. А. Местоева и М. А. Хашиева, МВД по Республике Ингушетия — Ю. Б. Баркинхоева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия установил:

1. Подпунктом «в» пункта 3 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2014-2016 годы» государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сферы строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 12 сентября 2014 года № 180 (далее по тексту — Положение о жилищном обустройстве) установлено, что не имеют права на получение жилых помещений в соответствии с настоящим Положением вынужденные переселенцы, получившие денежную компенсацию за утраченное жилье.

Как следует из жалоб и приложенных к ним документов, оспаривающие конституционность названного нормативного акта граждане А. А. Базоркина и Г. Х-М. Шанхоев в 1995 году вынужденно покинули место постоянного проживания в г. Грозном Чеченской Республики и переехали в Республику Ингушетия, где получили статус вынужденных переселенцев. А. А. Базоркина в 1999 году получила компенсацию за разрушенное в Чеченской Республике жилье и имущество в размере 132 460 руб., а в 2002 году поставлена на учет в органе местного самоуправления как вынужденный переселенец из Чеченской Республики, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Г. Х-М. Шанхоев в 2000 году в составе семьи отца получил компенсацию за разрушенное в Чеченской Республике жилье и имущество в размере 138 000 руб., а в 2005 году поставлен на учет в органе местного самоуправления как вынужденный переселенец из Чеченской Республики, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Срок действия статуса вынужденных переселенцев заявителям ранее многократно продлевался, в том числе на основании судебных решений, поскольку препятствия для их жилищного обустройства не устранены, а полученные гражданами компенсации не соответствуют стоимости утраченного жилья и не дают возможность приобретения жилья по новому месту проживания.

В связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 467-ФЗ, в 2016 году заявителям не продлен статус вынужденных переселенцев. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия отказано заявителям во включении их в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выделении жилья в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2014-2016 годы», в связи с получением ими компенсации за утраченное жилье и имущество. Данное обстоятельство согласно подпункту «в» пункта 3 Положения о жилищном обустройстве является основанием для отказа вынужденному переселенцу в получении жилья.

1.1. Нарушение подпунктом «в» пункта 3 Положения о жилищном обустройстве конституционных прав граждан, по мнению заявителей, состоит в том, что данная норма лишила их права на жилищное обустройство как вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, при том, что другие лица, относящиеся к той же категории, получили жилье. Тем самым, нарушается запрет на различное обращение с лицами, находящимися в одинаковой ситуации.