Рубикон перейден?

Автовладельцы не уверены, что цены на топливо «закрепятся» по состоянию на 30 мая

Вероятность того, что цены на топливо все-таки не закрепятся в пределах цен на 30 мая, по-прежнему тревожат автовладельцев и аграриев.

Налоговый маневр правительства России по снижению экспортной пошлины привел к тому, что нефтяникам стало выгоднее продавать «черное золото» за границу. В результате цена литра бензина в отдельных регионах России за считанные дни превысила отметку 50 рублей.

Кое-кто твердит о возможном скачке цены на бензин до 100 рублей за литр. Но этот кошмарный сценарий с порога отмел вице-премьер Дмитрий Козак, заявивший в ходе селекторного совещания с главами регионов, что у Кабмина достаточно возможностей, чтобы охладить нефтяной рынок.

По последним данным Росстата, с 28 мая по 3 июня топливо подорожало в 80 регионах страны. Например, в Кызыле на 6,2%, в Назрани — на 4%, в Астрахани, Горно-Алтайске, Орле и Владикавказе — на 3-3,8%.

При этом с начала года цена литра бензина выросла на 8%, в то время как инфляция за тот же период составила только 1,7%. Чтобы снизить напряжённость, правительство снизило акцизы на бензин на 2 тыс. руб. с 7,7 тыс. рублей за тонну и дизтопливо на 3 тыс. руб. с 11,2 тыс. рублей за тонну.

В Независимом топливном союзе (НТС) считают, что заморозка розничных цен на бензин приведет к уничтожению независимых АЗС, которые уже начали закрываться. Речь идет о судьбе 60% заправок, или около 15 тыс. АЗС. В случае если они покинут рынок, наступит окончательная и безоговорочная монополизация рынка, считают в НТС. И здесь уже недалеко до 100 рублей за литр бензина.

Чтобы избежать такого взлета цен, независимые АЗС предлагают правительству отпустить розничную цену на бензин, либо в качестве экстренной меры включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить «адекватную» доходность для независимых сетей.

Более того, в НТС продумали план на долгосрочную перспективу. В частности, предлагается провести системную реформу российского топливного рынка. Для этого, по задумке заправщиков, нужно радикально увеличить объемы обязательной биржевой торговли — до 25% от производства дизтоплива и до 50% — бензина. Сейчас на бирже крупные компании должны продавать не менее 5% дизтоплива и 10% бензина.

Другие эксперты считают, что в долгосрочной перспективе необходимо, чтобы объемы биржевой торговли выросли как минимум на 40-50%, что в свою очередь не выгодно крупным игрокам. Однако нефтяное лобби всеми силами будет стараться этого не допустить и независимые АЗС так или иначе будут уходить с рынка под влиянием крупных монополистов.

Еще одним выходом из тупика называют «рекомендации» нефтяным компаниям больше сырья направлять на переработку на внутреннем рынке. Но рекомендации рискуют остаться рекомендациями, и, по мнению экспертов, основной мерой могла бы стать отмена или резкое снижение акциза на топливо: сейчас при цене бензина, например, в 42,2 руб./литр акциз составляет 8,4 руб., то есть 20%.