Рукият Додова: «Главная миссия Кадастровой палаты — решение государственных и социальных задач в сфере земельно-имущественных отношений»

У кого имеется в частной собственности дом, а вдобавок к нему еще и внушительный земельный участок, знает, что такое бумажная волокита по вопросам оформления технического плана жилья, межевание и другие мероприятия в том же духе. В решении подобных проблем не обойтись без непосредственного участия кадастрового инженера.

Более подробно о работе Кадастровой палаты по Республике Ингушетия расскажет директор этой службы Рукият Додова.

— Что конкретно входит в обязанности кадастрового инженера, и какими качествами должен обладать человек, работающий в этой сфере?

— Работу кадастрового инженера можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап характеризуется инициированием им проверки документов у владельцев жилья либо участка земли — все ли из них есть на руках. Затем он производит тщательное техническое обследование территории, находящейся в собственности у хозяев, с применением специфических технических средств. По окончании этого процесса наступает третий этап, когда аттестованный исполнитель кадастровых работ согласует все проведенные им измерения с соседями обратившегося к нему за услугами человека.

Когда и эта часть деятельности завершена, кадастровый инженер устанавливает все необходимые межевые знаки, чертит требуемые планы и попутно готовит пакет документов для подачи в органы госучета. В компетенции исполнителя кадастровых работ находится также консультирование клиентов по вопросам землеустройства. Помимо всего прочего, он может решать возникающие между клиентами конфликтные ситуации.

Человеку, освоившему данную профессию и занявшему соответствующую должность, следует быть готовым к постоянным перемещениям, командировкам. Допущенные кадастровым инженером в измерениях и документах ошибки могут стоить ему имущества и аттестата. Отсюда следует, что не менее важными качествами исполнителя кадастровых работ являются предельная точность и внимательность.

Очень важным дополнением к вышеописанным навыкам является знание юриспруденции. Поэтому не удивительно, что требования к специалистам данной профессии весьма высокие. Ведь кадастровый инженер в наше время — это специалист, который должен совмещать в себе несколько профессий, то есть обладать навыками геодезиста, оценщика и даже юриста, а самое главное — вся его работа основывается на многолетней истории технической инвентаризации. Следующий момент — наличие технического склада ума у носителя профессии кадастрового инженера. Здесь же можно упомянуть об аналитических способностях. Наконец, поскольку кадастровый инженер постоянно имеет дело по долгу службы с людьми, ему просто жизненно важно быть коммуникабельным, уметь проявлять дипломатичность. Поэтому на эту должность мы берем только грамотных и аттестованных специалистов.

Хочу отметить, что в современном мире эта специальность набирает все большую популярность. Спрос на специалистов по кадастровой инженерии вырос в несколько раз. Именно поэтому университеты и колледжи набирают все большее количество студентов на эту специальность.

— Какими полномочиями наделена Кадастровая палата РИ, которую вы возглавляете?

— В соответствии с Положением о филиале Кадастровая палата по Республике Ингушетия наделена полномочиями на выполнение кадастровых и землеустроительных работ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесхозяйных недвижимых вещей.

Кроме того, Кадастровая палата по Республике Ингушетия выполняет комплексные кадастровые работы по государственным и муниципальным контрактам, а также работы по исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков. Кадастровая палата по Республике Ингушетия открыта для совместной работы с кадастровыми инженерами для подготовки межевого плана и прочих видов услуг.

Услуги Кадастровой палаты по Республике Ингушетия отвечают интересам граждан, так как ее главная миссия — не получение прибыли, а решение государственных и социальных задач, нормализация земельно-имущественных отношений.

— Скажите, какие дополнительные услуги предусмотрены Кадастровой палатой РИ?

— В целях повышения качества и доступности государственных услуг Росреестра, специалисты Кадастровой палаты Республики Ингушетия оказывают платные услуги. Жители республики имеют возможность обратиться к специалистам при подготовке договора купли-продажи, дарения или же получить консультацию по документам, необходимым для сделки с объектами недвижимости, и многое другое. Услуги предоставляются согласно установленным тарифам.

Данная инициатива направлена на повышение качества государственных услуг, снижение количества приостановок и отказов в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Кроме того, квалифицированная консультация поможет предупредить незаконные действия мошенников, которые, как часто это бывает, наносят серьезный ущерб собственникам недвижимости. Важно то, что качество консультационных услуг теперь гарантирует государственное учреждение, а не просто какие-либо посредники. Оказывая платные услуги, филиал ставит перед собой задачу минимизировать ошибки, допускаемые при составлении договоров в простой письменной форме, создание возможности для качественного составления документации, необходимой при переоформлении недвижимого имущества.

Кадастровая палата по Республике Ингушетия осуществляет также прием документов на регистрацию недвижимости по экстерриториальному принципу. Это возможность проведения учетно-регистрационных действий независимо от места расположения объекта недвижимости. То есть подать заявление и документы можно в республике и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, расположенный в любом другом регионе России. Соответствующую информации об оказании данных услуг можно получить в зале приема заявителей по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, ул. К. Кулиева, 24., по телефонам: 8(8734)55-20-44, 55-05-73, 55-20-40, адрес электронной почты: filial@06.kadastr. ru.

— Какую роль в улучшении инвестиционного климата в республике играет кадастровая служба?

— Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции. При этом часть административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, находится на региональном и муниципальном уровне.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним входят в число приоритетных направлений улучшения инвестиционного климата, которые на 90% определяют результаты регионов в национальном рейтинге. Прежде всего, речь идет о переходе на электронные услуги, так называемые бесконтактные технологии, призванные противостоять коррупционным проявлениям, и одновременно развитии сети МФЦ.

Кадастровая палата по Республике Ингушетия принимает активное участие при достижении показателей целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», основная цель которой заключается в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата на территории республики.

Другое важное направление — качество сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которые обобщают сведения о правах и об объектах. Проблема в том, что большинство земельных участков в Республике Ингушетия не имеют точных границ. И для того чтобы поднять инвестиционную привлекательность региона на высокий уровень, необходимо внести в реестр все границы участков.

Как ожидается, в результате реализации «дорожных карт» Республика Ингушетия должна занять достаточно высокий уровень в рейтингах и отчетах об инвестиционном климате.

— Зачем нужна выписка из ЕГРН и как её можно получить?

— Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) — это крайне важный для собственника имущественного права документ, который имеет юридическую силу. С его помощью можно решить многочисленные имущественные вопросы. Любой объект недвижимости обязан пройти государственную регистрацию, именно поэтому реестры выступают полноценными источниками информации.

Без выписки сложно будет инициировать сделку купли-продажи. То же самое касается ситуации с обменом квадратных метров. Выписка из ЕГРН пригодится и в ситуации, когда стоит вопрос о перепланировке помещений. Документ незаменим и в рамках бракоразводного процесса, когда необходимо подтвердить имущественное право каждого отдельного супруга; в ситуации, когда необходимо оформить наследство или договор дарения.

Кроме того, нельзя застраховать квартиру или дом, если на руках нет выписки из ЕГРН, оформленной должным образом. Этот инструмент информирования применяют и в ситуации, когда необходимо оформить крупный кредит в банке под залог имеющихся активов.

Спектр действия и применения документа предельно широк. Если речь идет о каких-либо операциях с недвижимым имуществом, то без ее участия не обойтись. Документ отличается предельной информативностью и содержит весь перечень сведений, что имеют значение для участников сделки.

В настоящее время можно получить выписку из ЕГРН в режиме онлайн, что очень удобно. Достаточно посетить официальный сайт Росреестра или портал Госуслуг, внести требуемые данные и дождаться результата.

— Как правильно построить дом, чтобы его не пришлось сносить?

— Согласно Гражданскому кодексу РФ здание, которое построено без учета требований законодательства, является самовольной постройкой и подлежит сносу. Для того чтобы построенный частный или многоквартирный дом не стал самовольной постройкой, важно обратить внимание на следующие рекомендации.

Во-первых, прежде чем начать строить жилой дом, нужно убедиться, что его строительство возможно на определенном земельном участке. Для этого необходимо обратить внимание на две характеристики земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН): категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка.

Если земельный участок имеет категорию «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «блокированная жилая застройка», на таком земельном участке может быть возведен индивидуальный жилой дом. Вместе с тем, если земельный участок имеет вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», возведение объектов капитального строительства на таком участке будет противоречить установленным законом нормам.

Также индивидуальный жилой дом или многоквартирный дом невозможно построить на земельных участках, предоставленных для ведения сельскохозяйственной деятельности, садоводства, огородничества.

Во-вторых, строительство жилого дома должно производиться в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами на основании разрешения на строительство, выданного в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В-третьих, необходимо обратить внимание, чтобы построенный жилой дом располагался строго на отведенном земельном участке.

— Какими правами и обязанностями наделены собственники земельных участков, и как научиться ими пользоваться грамотно?

— Зачастую своеволие и беспечное отношение при ведении личного хозяйства становится причиной административного преследования и гражданских споров граждан и органов власти. Чтобы этого не случилось, собственники должны знать особенности использования своих земельных участков.

Собственники земли вправе самостоятельно определять целевое назначение в соответствии с установленными видами в территориальной зоне, где находится их земельный участок (при условии указания этого вида в основных). В таком выборе не требуется принятие решений органа местного самоуправления, достаточно лишь подать заявления об учете изменений в МФЦ, указав выбираемый вид и его код, при этом не требуется даже написание декларации.

Однако необходимо помнить о главном принципе земельного законодательства — единстве судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов, где первичен — объект, и вторичен — участок. Если объекта нет, но планируется его создание на участке, то необходимо выбрать вид земельного участка по перечням в соответствующих территориальных зонах правил землепользования и застройки, а также в обязательном порядке получить разрешительную документацию на строительство планируемого объекта.

— Как защитить недвижимость от мошеннических действий?

— Могу дать собственникам и приобретателям объектов недвижимого имущества несколько простых советов по защите своей недвижимости от мошеннических действий.

Во-первых, каждый владелец недвижимого имущества может подать через офис МФЦ или «Личный кабинет правообладателя», независимо от региона нахождения недвижимости, заявление в Росреестр о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом.

Во-вторых, сервис «Личный кабинет правообладателя» позволяет собственнику получать уведомления об изменении характеристик принадлежащих им объектов недвижимости, ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о факте наложения или снятия ареста на имущество, а также других юридически значимых действиях. В «личном кабинете» собственник может самостоятельно настроить категорию специальных уведомлений и выбрать удобный способ получения оповещения: на электронную почту или в виде СМС-сообщений.

Кроме того, покупателю недвижимости при планировании сделки стоит проверить историю объекта и документов, особенно в случае возникновения следующих ситуаций. Допустим, что квартиру продают по доверенности. В этом случае необходимо удостовериться, что собственник на самом деле хочет продать квартиру. Для этого можно проверить доверенность через специальный сервис на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Далее. Покупателю предоставили не оригиналы документов, а их дубликаты или копии. В этом случае документы могут оказаться поддельными и настоящие владельцы могут не подозревать, что их собственность продается. В этом случае надо постараться побеседовать с собственником и удостовериться, что он действительно является собственником и желает продать свой объект недвижимого имущества.

Также покупателя должно насторожить, если его торопят с подписанием документов или квартира продается намного меньше обычной рыночной цены без достаточных для этого оснований. Вполне сомнительным может быть и факт смены нескольких владельцев жилья за короткий срок. В этом случае рекомендуется принять дополнительные меры по проверке истории объекта недвижимости до заключения сделки.