Юсуп Костоев: «Перенос сроков профстандарта имеет свои объективные причины»

В документе собран перечень навыков, знаний и умений, которыми должен обладать педагог. Причем предъявленные квалификации имеют как профессиональный, так и личностный характер. Подробнее о причинах переноса сроков и задачах профессионального стандарта современного педагога в интервью газете «Ингушетия» рассказал министр образования и науки республики Юсуп Костоев.

— Юсуп Баширович, предполагалось, что документ вступит в силу 1 января 2017 года. Почему принято решение о переносе сроков?

— Да, действительно, дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Соответствующий приказ Министерства труда и социального развития России подписан 15 декабря 2016 года. Инициаторами переноса выступили профсоюзы, которые опасались дополнительной нагрузки на педагогов, а также неготовности учителей соответствовать новым стандартам.

— Что такое профстандарт педагога?

— Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с дальнейшим присвоением той или иной категории квалификации. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия.

— Почему возникла такая необходимость?

— Основной причиной стала неудовлетворительная ситуация с определением квалификации педагогического работника. Всё дело в том, что действующие нормы имеют всего лишь рекомендательный, но никак не обязательный характер. Они не всегда применяются на практике, да к тому же некоторые из них были утверждены более двух десятков лет назад и не могут соответствовать нынешним условиям.

Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

— точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог;

— обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области;

— уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться;

— привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

— Что взято за основу новых профессиональных стандартов?

— За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приёмами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Третий раздел профстандарта специалисты называют самым сложным, поскольку он значительно расширяет компетенцию специалиста, то есть педагог вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом — должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк.

— Расскажите подробнее о новых задачах современного педагога.

— В профстандарте четко прописано, что педагогический работник должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, а также обладать рядом таких качеств, как умение планировать уроки, анализировать их, организовывать поездки и экскурсии, поддерживать в коллективе детей дружелюбную и, одновременно, деловую атмосферу, защищать интересы учащихся и их достоинство.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть восемнадцатью умениями и навыками, а для полноценного развития ученика — даже двадцатью. Этот перечень — своеобразный ориентир, на основании которого учреждение образования выстраивает собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом, повторюсь, педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых учащихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью.

— Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

— Документ сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности.

Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствие с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников; средства реализации стратегии развития образовательной среды; инструмента роста качества российского образования; фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами; механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.