Ахмед Тангиев: «Все зависит от самого человека – что он ищет на просторах Интернета, то и находит»

Жизнь современного человека просто невозможно представить себе без Интернета. Однако современная Всемирная паутина — это не только обилие самой разнообразной информации, но и великолепная возможность для миллионов пользователей со всех концов света общаться друг с другом. Данные официальной статистики говорят о том, что каждый пользователь Интернета в возрасте от 7 до 50 лет зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети.

Возникает вполне понятный вопрос: а дозволительно ли мусульманам пользоваться многочисленными интернет-ресурсами и быть активными участниками социальных сетей?

О том, какие фотографии мусульманину дозволено выкладывать в социальных сетях, и об этике поведения в виртуальном пространстве газете «Ингушетия» рассказал исполнительный директор культурно-просветительского центра «Рассвет» и ведущий еженедельной духовно-просветительской программы на телеканале НТРК «Ингушетия» Ахмед Тангиев.

— Могут ли мусульмане пользоваться Интернетом и социальными сетями?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо упомянуть о том, что в целом социальные сети имеют массу как плюсов, так и минусов. Одним из положительных качеств социальных сетей является то, что они дают возможность людям поддерживать связь и общение друг с другом вне зависимости от времени суток и расстояния. Это огромный плюс! Еще несколько десятилетий назад представить себе такое было просто невозможно, а сейчас это стало настолько привычным делом, что поистине превратилось в неотъемлемую часть нашей повседневной жизни.

И дома, и на работе, и даже во время путешествий по миру мы всегда можем моментально связаться с любым другим пользователем соцсети, в особенности со своими родственниками, которые могут жить очень далеко. Люди находят друг друга, делятся опытом и творчеством, черпая интересующую их информацию, расширяют свой кругозор, оказывают друг другу моральную и даже материальную поддержку посредством Интернета, и в частности социальных сетей.

Если Интернет используется для добрых, благих целей, таких как просвещение, творчество, благотворительность, то это, разумеется, можно только приветствовать и поощрять, так как подобное не противоречит нормам ислама.

Есть у социальных сетей и свои минусы: они вызывают у многих особую зависимость — виртуальная действительность буквально поглощает их с головой. И тут человека подстерегает много соблазнов, с которыми не каждый может совладать. Социальные сети могут использоваться и в неблаговидных, порой даже губительных целях — например, для распространения идей экстремизма и терроризма, различных непристойных предложений, распространения информации, оскорбляющей чувства верующих, и так далее. Это ни в коем случае не соответствует нормам ислама и никакой другой религии в мире.

Одним словом, все зависит от самого человека — что он ищет на просторах Интернета, то и находит.

— В Ингушетии пошла тенденция выкладывать фотографии покойных людей со словами скорби, которые впоследствии распространяются по всей сети Интернет. Дозволено ли это в исламе?

— Бывает, что человек умер, и никто не знает, кто он, чей он родственник, и чтоб найти его близких, люди выкладывают фото — это одно дело, в этом нет ничего запретного.

Но если человек просто попал в аварию и умер, то выкладывать это в соцсети в корне неправильно, так как у них есть близкие и родственники, с позволения которых они должны это делать. Если они дадут на это согласие, то, в принципе, в этом нет ничего такого.

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям». То есть человек, когда он совершает какой-либо поступок, должен максимально искренне это делать. Это говорит о том, что когда человек делает что-то, надеясь на награду от Всевышнего Аллаха (Азза ва-Джалль), все это должно быть максимально скрыто, чтобы люди об этом не знали. Но в наше время мы все чаще встречаем людей, которые, не считая постов в соцсетях, приходят на похороны, делают так называемые «селфи», и выкладывают все это потом. Это может привести к тому, что поступки окажутся не совсем искренними перед Всевышним Аллахом (Азза ва-Джалль). А если у человека теряется искренность в его делах, то этот человек погублен.

Человек, если он не для показухи идет на похороны, должен просто совершить заупокойную молитву (Дакъа Ламаз) и выразить соболезнования родным покойного, а не сопровождать все это постами в Instagram.

— Можно ли мусульманам в принципе размещать свои фотографии в социальных сетях?

— В виртуальных джунглях, где не существует руководства для здорового и вежливого этикета общения, нам остается устанавливать свои рамки приличия и дозволенности, которые смогли бы направлять нас по бесконечным возможностям, доступным для нас. И перед тем как выложить очередную фотографию в «Инстаграм», следует взять паузу и задать себе несколько вопросов, которые, возможно, помогут вам пересмотреть, зачем и как вы пользуетесь соцсетями.

Первый вопрос, который следует себе задать: мне нужно чье-либо одобрение?

Вообще, некоторые люди в соцсетях действуют исключительно из желания сложить о себе хорошее впечатление. Отсюда и выкладывание идеальных фото и умные цитаты на странице. Так человек хочет быть признанным в чьих-то глазах, чтобы о нем думали лучше, чем он, возможно, есть на самом деле. Мы хотим внимания, которое постепенно превращается в зависимость. Лайки, хвала и положительные комментарии лишь усиливают эту зависимость, заставляя человека казаться лучше в созданной виртуальности. Это действует подобно антидепрессанту. Возможно, в нашей жизни не все хорошо, но мы не боремся за нее и не занимаемся ею, пока гонимся за лайками и одобрением других в соцсетях. Тем самым мы заменяем реальность иллюзией.

Второй вопрос — это «Я хвастаюсь?».

Можно делиться радостью, знаниями, а можно хвастаться. К какому лагерю вы себя отнесете? Люди могут хвастаться лицами, местами, которые они посетили, достижениями, которых добились. Социальные сети не являются площадкой для хвастовства, кто как выглядит, кто что купил, кто где поужинал и прочего. Хвастовство не одобряется нашей верой, поэтому убедитесь в правильности своих намерений при размещении той или иной новости, фото и информации.

Далее идет вопрос: «Я не причиняю никому вреда?»

Согласно хадису, мусульманин не причиняет вреда другому ни языком, ни руками. Это правило является основополагающим в любых действиях мусульманина, того же взаимодействия в соцсетях. Он не должен, ссылаясь на безнаказанность в Интернете, кидаться необдуманными словами, обижать и оскорблять. Его действия должны нести достоинство и оставаться в рамках предписаний его веры. Будьте сознательны относительно того, какую информацию вы распространяете, какие посты выкладываете. Будьте богобоязненны. Надо помнить, что Аллах (Азза ва-Джалль) все видит и знает. Используйте соцсети для благого.

И последний вопрос: «Не выставляю ли я сокровенное напоказ?»

Часто слишком сокровенное и личное становится всеобщим обозрением, что не есть хорошо для наших близких. Мы не знаем намерения и мысли других людей, существуют сглаз, порча и другие негативные помыслы, направленные на ваших любимых. Следует оберегать их от этого, ведь вы не хотите, чтобы даже какие-либо нехорошие помыслы касались вашего ребенка, даже виртуально. Сохраняйте сокровенные моменты между вами и вашими близкими, не делясь с ними ни с кем. Наслаждайтесь моментом, не упускайте момент общения с близкими, выставляя фото в Сеть.

— В Сети сегодня бессметное количество информации, и за каждой из них стоит отдельный человек. Ответственен ли человек за информацию, которую он выкладывает?

— Конечно. Человек, иногда, получив некоторую информацию, сразу выкладывает ее в соцсети, даже не проверив на достоверность. Аллах (Азза ва-Джалль) говорит в священном Коране: «Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». То есть Аллах (Азза ва-Джалль) приказывает нам, услышав какую-то весть, прежде чем распространить ее, уточнить: достоверна она или нет.

Но, к сожалению, в соцсетях сегодня собрана и достоверная, и недостоверная информация, которая может принести вред отдельным людям.

— Как-то слышал, тоже от третьего лица, что если после твоей смерти твои фотографии будут в социальных сетях, то уже в могиле ты будешь мучиться до Судного дня. Насколько это суждение верно?

— Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «После смерти человек получает справедливое возмездие: наказание или награду за прожитую жизнь и за то, что он оставил в ней».

Другими словами, если он построил дороги, школы, садики, посадил деревья и т. д., то каждый раз, когда люди будут получать от этого пользу, в могиле он будет получать награду. Точно так же, если при жизни он, к примеру, снял какой-то плохой фильм и выложил его, то каждый раз, когда люди будут смотреть его, ему будет записываться грех.

В исламе всегда, прежде чем что-то сделать, надо смотреть, насколько это дозволено.

Просто свою фотографию выложить или завести аккаунт не запрещено, если, конечно, он там не обнажен, не хвастается и тому подобное. А вот если у него на странице будет контент, который противоречит нормам ислама, то уже после смерти, каждый раз, когда люди будут просматривать его страницу, ему будет записываться грех, не считая страшных мук в могиле.

Человек, если он ведет страницу, должен тщательно контролировать, что он выкладывает и насколько это дозволено.

Один человек как-то спросил меня: «Ты показал бы свою страницу Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)?» Я думаю, сегодня не каждый человек стал бы это делать.

— Дозволительно ли тогда девушкам вести социальные сети, выкладывать свои фотографии?

— Есть разные мнения по этому поводу среди исламских ученых. Одна сторона утверждает, что девушкам, неважно прикрыта она или нет, выкладывать свои фотографии нельзя. Другая же сторона склоняется к тому, что если девушка прикрыта, не выставляет сокровенное напоказ, то ничего запретного в этом нет. То есть у девушек фотографии должны быть скромные.

Также есть споры насчет того, надо ли на фотографиях закрывать лицо или нет — но это уже отдельный вопрос.

— Не считая фотографий, сегодня многие у себя на странице выкладывают различные проповеди на ту или иную исламскую тематику. Имеет ли право человек, не владеющий достаточными знаниями в области религии, публиковать такие посты?

— Вообще в ингушском обществе принято, что призывать людей к исламу имеет право только богослов, но это немного неправильно. На самом деле призывать к исламу должен каждый мусульманин, но только на своем уровне. То есть, будучи неуверенным в чем-то, мусульманин не имеет права призывать к этому другого человека, всему должно быть объяснение. Другими словами, человек, который мало знает о религии, имеет право донести до ближнего то, что знает на своем уровне, и в первую очередь его призыв должен основываться на его морали. К примеру, когда девушка призывает к скромности, она сама должна быть ярким примером того, к чему она призывает.

Если человек уверен, что проповедь, которую он выложил, достоверная — то нет ничего страшного в том, что другие люди увидят ее. Люди послушают ее, получат какую-то пользу, а ее автору и тому, кто ее выложил, будет награда за это.

Но проблема в том, что люди выкладывают достоверное и недостоверное. Самое интересное, читают эту проповедь абсолютно неизвестные люди, которые вводят людей в заблуждение.

— И, конечно, не могу не спросить про рассылки с аятами из Корана в мессенджерах, авторы которых просят отправить их другим людям, не то через несколько дней тебя ждет карма. Что думаете про это, стоит ли выполнять их просьбу?

— Если честно, я эти рассылки сразу удаляю, даже не читая. Мы не имеем право призывать людей к отправке того или иного сообщения другому человеку.

Вот недавно мне скинули сообщение с призывом сделать дуа за какого-то человека, и завершалась эта рассылка словами: «Однажды тебе тоже понадобится дуа». Как понять, это торговля что ли какая-то, вроде «я тебе — ты мне»? То, что делает человек, должно быть от чистого сердца, добровольно.

Если это просто рассылка, в которой достоверный хадис, к примеру, как напоминание людям, то в этом нет ничего такого.

— И последний вопрос касательно молитвы за человека (дуа). Сейчас нельзя не встретить в социальных сетях посты с призывом прочитать молитву за человека, который, к примеру, в аварию попал. Насколько это правильно?

— Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) сказал своим сподвижникам: «Когда к вам придет Увайс аль-Карани Йемена, то пусть он сделает за вас дуа». Но никто из сподвижников Пророка не знал Увайс аль-Карани. И когда из Йемена приехала делегация, один из сподвижников пророка Умар ибн аль-Хаттаб спросил: среди вас есть Увайс аль-Карани? И кто-то сказал: «Да, это я». И тогда Умар ибн аль-Хаттаб попросил его сделать дуа, на что Увайс аль-Карани ответил: «Как я будут делать за тебя дуа, ведь ты второй праведный халиф?» Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что об этом его просил Пророк Мухаммад (мир ему и благословление).

Из этого следует вывод, что когда мы видим человека праведного, богобоязненного, то мы можем попросить его, чтобы он сделал дуа за наших близких или родственников, так как его дуа, возможно, не будет отвергнуто. А вот выкладывать посты с призывом делать дуа, считаю, не совсем правильным, потому что мы должны знать, за кого мы делаем дуа.



Эти рассылки ведь возлагают на людей некоторые обязательства, тем самым обременяя их. А мы не должны обременять своих братьев и сестер.

— Спасибо, Ахмед, за содержательную беседу. Надеюсь, люди прислушаются к Вашему мнению и будут придерживаться правил поведения в социальных медиа.