За кулисами

Адам Бузуртанов: «Актёрская профессия помогла понять самого себя, понять жизнь во всех её проявлениях»

0
Адам Бузуртанов

Адам Юсупович Бузуртанов родился 30 мая 1973 г. в Грозном Чечено-Ингушской АССР. Народный артист Республики Ингушетия, мастер сцены Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина и мастер сцены ГУТО «Зокх». Благодарен актёрской профессии хотя бы за то, что она помогла понять самого себя, понять жизнь во всех её проявлениях.

А началось всё с банальной ситуации. Адам, сдав документы в приёмную комиссию Чечено-Ингушского государственного университета на экономический факультет, проходя мимо актового зала, услышал громкий смех. Стало любопытно. Заглянул. Как оказалось, у второго курса отделения «актёрское мастерство» шёл экзамен, студенты выполняли этюды, имитировали животных, прыгали на сцене, шутили и смеялись. Ему понравилось, и он решил.

В школе Адам был примерным учеником, знания ему давались легко, правда, в старших классах приходилось лавировать между способностями и желанием не отличаться от других ребят. В 1990 году после окончания школы он подал документы на экономический факультет, но после встречи со студентами-студийцами переписал своё заявление. От отца он решил пока скрыть своё решение, понимая, что он не одобрит его выбор, но тайна открылась раньше, чем он предполагал. На первом же туре руководитель студии, известный актёр Магомед Цицкиев сразу же заметил молодого человека и сделал на него ставку. Но на вступительном экзамене Адам растерялся и, написав сочинение по роману Горького «Мать», дал ему абсурдное название «Горе от ума». Видно, сказалось волнение. Ходатайствовать за молодого человека пошёл к родителям сам Магомед Цицкиев. В этом переполохе и открылась завеса тайны. Но за Адама вступились «авторитеты», в том числе и известный профессор Фирюза Оздоева. Вот так и состоялся актёр Ингушского государственного драматического театра имени Базоркина Адам Бузуртанов. Хотя в выборе профессии с ним, как он сам признаётся, злую шутку могли сыграть и гены.

— Моя бабушка, Тамара Оздоева, закончила актёрское отделение в Ленинграде ещё в 1934 году, — вспоминает он. — Там по направлению в Высшей партийной школе проходил обучающие курсы подполковник НКВД Махмад Оздоев, брат моей бабушки. Она, пока с ним жила, решила получить актёрское образование. Правда, на сцену так и не вышла, а вышла замуж по возвращении на родину. И здесь её карьера актрисы закончилась. Мама рассказывала мне, что бабушка мой первый волос положила в книгу. По суеверию в те годы так делали многие женщины, считалось, что это послужит тяготению ребёнка к знаниям. По случайности оказалось, что книга эта была про актёров. Но это всё, конечно же, мистика.

Адам свою первую роль играл в первой постановке Ингушского государственного драматического театра после затянувшегося на несколько лет застоя. Сама роль была эпизодическая, мальчик в пьесе «Народ бессмертен» Вахи Хамхоева, но образ спектакля был сильный: о судьбе депортированного народа, о тяготах и лишениях, которые им пришлось преодолеть и о стойкости духа, который помог выстоять.

— Спектакль проходил после известных событий в Пригородном районе. В Ингушетии много беженцев. Кругом разруха, трагедии, но полный зал зрителей. Они долго аплодировали нам, аплодировали стоя. Все плакали, — вспоминает Адам. — Было тяжело и на сцене, и в зале. Волнения и переживания, слёзы радости и боль утрат. Всё слилось воедино. Мы, народ, актёры на сцене, — выстояли, в полном смысле этого слова. Вот такие чувства в этот день волновали всех и, конечно же, меня. Моё боевое крещение прошло с достоинством.

После этого у актёра было много ролей, и с каждой он справлялся, как говорится, на одном рабочем дыхании. Играл с душой, какая бы роль по значимости в спектакле ни была. На сцене он преображался и проживал честно отрезок своей, но чужой жизни. Взбираясь по ступеням вверх, постигая шаг за шагом сущность актёрского труда, Адам Бузуртанов постигал нехитрую науку и достиг профессионального мастерства. Несомненным актерским успехом можно считать его роль охотника в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки или молла в спектакле «Волчий хвост» Мусы Ахмадова и любая другая. Но самому актёру симпатичен его Миллер в спектакле «Коварство и любовь» Шиллера. Его честность, чувство собственного достоинства, морально-этические качества импонируют ему.

А работать в театре ему нравится. Она приносит ему радость, чувство удовлетворения и небольшой, но заработок. Так все они и живут, актёры регионального театра.

— Интересная профессия, но не лёгкая, как может показаться многим, — говорит актёр. — Театр — это не праздная жизнь. Это труд, это постоянные репетиции, работа над образом. Так и рождается истина. Бывает, спорим: у актёра своё видение, и он, пытается там что-то своё привнести. У режиссёра своё, он может согласиться с вами, а может и нет. Но в итоге приходим к общему знаменателю. Помню, в комедийной пьесе «Мой мальчик» Саида Чахкиева я получал удовольствие от учётчика Лабазана. И я на сцене обыграл его как-то по-своему. Это очень понравилось сценаристу Саиду Чахкиеву, он после этого так и звал меня по-отечески, «мой мальчик». Актёр любую роль должен так принять, чтоб она стала родной. Это его образ, и он должен его показать так, чтобы ему поверили. Я ищу и нахожу в каждом герое то, что должен узреть зритель, чтобы передать то, что хотел сказать автор. Иногда это даётся легко, иногда приходится поработать над образом довольно-таки серьёзно. У меня был такой единственный случай. Это образ Фабрицио в «Трактирщице» Карло Гольдони. Я так и не смог его постичь. Хотя доволен остался режиссёр, и коллеги тоже, но не я.

За 23 года работы в театре актёр так и не научился выходить на сцену без волнения. И как же иначе, признаётся он, когда перед тобой зрительский зал, и даже если там сидит один человек и он смотрит на тебя с надеждой, как его обмануть. Но каждый выход — это тоже частица нашей жизни, и всякое может случиться, и всякое бывало. Но главное надо помнить, коль ты выбрал этот путь, значит, иди по нему честно, отмеряй шаги достойно, будь ответственным во всём, знай, что ты работаешь не только для себя. В театре ты, прежде всего, работаешь на зрителя.

Добавить комментарий

Новости