Коллективная взаимопомощь

«Белхи» (коллективный труд) как одна из лучших традиций в жизни ингушского народа

Ингушам по своей культуре характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально. Характер немещанской ментальности обуславливал готовность ингушей в любое время прийти на помощь тому, кто оказался в беде, не требуя вознаграждения.

О социальном институте ингушского народа — «белхи» (коллективная взаимопомощь) рассказывает доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

Понятие благодати ингуши связывают с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, с умением быть полезным и нужным обществу. Отсюда и развитый институт «белхи». Обратите внимание, что даже в этикетных формах взаимоприветствий ингуши выказывают готовность помочь, оказать услугу, быть полезным в добром начинании. «Х1ама эший? Со кийч ва» («если я могу чем-то помочь, я готов»), — говорят ингуши. Это не просто формальное высказывание, это обязывающие установки долга.

Обычай трудовой взаимопомощи «белхи» уходит корнями в глубокую старину. Коллективный труд «белхи» на разных исторических этапах поддерживал общество. Он занимал важное место в общественной жизни ингушей и многих других народов Северного Кавказа. Смысловое содержание этой традиции — совместный бескорыстный, неоплачиваемый труд. Участниками «белхи» были не только родственники, но и соседи, знакомые, друзья. Помощь оказывалась в земледелии, животноводстве, ремесленном производстве, при строительстве дома, организации семейных праздников, исполнении похоронно-поминальных обрядов.

В условиях горных склонов, чтобы выкосить на отвесном склоне траву, горцы связывались одной веревкой. Вместе строили мосты, дороги, собирались на сельскохозяйственные работы. Обычно на таких массовых мероприятиях закреплялись и передавались производственные навыки, нормы поведения, происходил обмен знаниями между представителями старшего и младшего поколения.

Взаимопомощь — «белхи» — была одной из самых распространенных форм контактов молодежи, и, соответственно, возможность пообщаться, поговорить. Как истекающее, «белхи» способствовали созданию новых семей. Девушки старались демонстрировать свою ловкость, умение, сноровку, что вызывало похвалу и восхищение присутствующих. А юноши своё мастерство, силу и этикет. Этика предъявляла ко всем пришедшим требования работать хорошо и добросовестно. Иначе могли подвергнуть насмешкам нерадивого и ленивого, тем более что здесь вполне уместны были острословие и шутки.

Традиция «белхи» помогла в тяжелые годы трагической истории выжить ингушскому народу. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на радость и чужое несчастье. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, горцы брали на себя заботу о потерпевших. Сельчане не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины — кормильца. Если пожилой человек начинал какую-то работу по хозяйству, то, по правилам хорошего тона, соседи, друзья, юноши принимали в этом участие, и часто начатое дело заканчивалось добровольцами.

Хотя участие в «белхи» не было обязательным, как правило, от этого никто не отказывался. Во-первых, это проявление самых достойных качеств человека, возможность провести приятно и с пользой время, и, наконец, существовало некое нравственное обязательство. И даже если по каким-то причинам не получилось принять участие в «белхи», считалось хорошим тоном объяснить причину.

Сам процесс «белхи» тоже не носил стихийный характер. Как правило, руководил трудовой деятельностью один из родственников или тот, кто хорошо понимал и знал предстоящую работу. Он умело расставлял работников, руководил, делая при необходимости ценные замечания.

По нормам этикета каждый из присутствующих старался сделать больше, лучше другого. На «белхи» звучали песни, исполнялись танцы, раздавались шутки и т. д.

Обычай «белхи» актуален и по сей день, хотя и не носит такого массового характера. Это говорит об улучшении материального положения народа. Но взаимоподдержка и взаимовыручка сохранились и в наши дни, хотя несколько трансформировались по содержанию. Вот, к примеру, если у соседа, родственника, друга — свадьба или другое мероприятие, то тут же собираются все родственники, соседи, друзья и организованно помогают хозяевам. На генетическом уровне зафиксирована у ингушей установка — быть рядом в горести и в радости.

Сегодня традиция «белхи» нашла прекрасное продолжение и в деятельности благотворительных фондов. Молодые люди, волонтёры принимают активное участие в строительстве жилья, замене крыш малообеспеченным семьям.

Участие людей в коллективном труде «белхи» является мощным фактором формирования нравственного мира людей, показателем благопристойного поведения. Молодым людям всегда было важно иметь высокое общественное одобрение и первым делом проявлять себя в трудолюбии и трудовой помощи людям. По участию молодых людей в общественном и коллективном труде раскрывались нравственные качества людей, их желание или нежелание быть полезным другому. Характеристика, данная молодому человеку на таких мероприятиях, закреплялась в народе. Трудолюбие лишь возвышало личность. Труд во все времена рождал чувство собственного достоинства, воспитывал благородные привычки и воспринимался как высшее проявление человеческого в человеке.