Довольствоваться малым и делать добро другим

Лев Толстой: к 190-летию со дня рождения писателя

Лев Николаевич Толстой — один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем.

Родился Лев Николаевич Толстой 13 сентября 1828 года в наследственном имении матери — Ясной Поляне Тульской губернии. Толстой рано осиротел. Мать умерла в 1830 году от «родовой горячки», а в девять лет он лишился и отца. Пятерых детей Толстых, оставшихся без родителей, опекали близкие родственники, но жизнь у них была не сладкой.

Несмотря на то, что в этот период времени биография будущего гения имела много драматических происшествий, именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого, и он всегда с теплотой вспоминал эти годы.

Свое начальное образование маленький граф получал дома. Его обучали немецкие и французские учителя. Естественно, у Льва Толстого было хобби. Он чрезвычайно сильно любил музыку. Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения Моцарта, Шопена, Мендельсона и Шумана.

Через три года после переезда в Казань, в 1843 г., Толстой поступает на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Однако эта сфера образования давалась ему нелегко: экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения.

Но вот в чем он действительно достиг успеха, — так это в ведении личного дневника. Позже писатель признается, что именно эта привычка, как следствие подражания великому Бенджамину Франклину, вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он даже составил свой план образования, куда входили такие обязанности, как изучение разных языков и предметов. Однако молодой человек вскоре пришел к выводу, что планы легче строить, намного сложнее их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли всевозможные кутежи и игры в карты. Дошло даже до того, что дом, где родился Лев Николаевич, был проигран им в карты, разобран и вывезен в село Долгое. И весть о том, что очень дорогая его сердцу родительская обитель была снесена через несколько лет после отчуждения, всерьёз расстроила Толстого.

Естественно, эти и многие другие неудачи побудили молодого помещика в корне изменить свой образ жизни. Хороший случай представился ему, когда в Ясную Поляну приехал старший брат Николай, служивший в то время на Кавказе, где шла война. В мае 1851 года 23-летний молодой человек, обременённый карточными долгами, вырвался из омута светской жизни и приехал в станицу Старогладковcкую на реке Терек, где в основном и прожил все три года на Кавказе. Именно здесь родилась его повесть «Детство». Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт. Дальше были «Отрочество» и «Юность», так хорошо известные нам со школьной программы.

В 1854 году Л. Толстой отправляется в Севастополь, где участвует в Крымской войне, но не прекращает писать. Здесь он создаёт рассказы «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае», а также начинает работу над повестью «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе, с которой он мысленно не мог расстаться.

Вскоре Лев Николаевич женился и обзавелся семьей, хотя до этого говорил, что семейные узы обременяют человека и лишают свободы. Графине Софье Андреевне Берс на момент свадьбы было 18 лет, а графу Толстому — 34, и, несмотря на такую разницу в возрасте, они быстро нашли общий язык и понимали друг друга с полуслова.

В лице жены Толстой нашёл помощницу не только во всех делах по хозяйству. Софья Андреевна практически все сорок восемь лет брака с Толстым была его личным секретарем, переписчицей и неофициальным редактором, которая умудрялась по нескольку раз переписывать набело черновики своего супруга. От этого брака у семейной пары родилось тринадцать детей, но пять из них умерли в детстве.

Именно в этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Главной идеей произведения, ставшим впоследствии бестселлером, стал яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», и именно это несогласие с жизненными реалиями подвигло его на описание бед, которые влечет за собой война. «Война и мир» имела колоссальный успех не только у себя на родине, но и за рубежом.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. Вот в таком неспокойном состоянии он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал чуть ранее. Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира». Но Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным.

В своем романе «Воскресение» писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Многие литературные критики объясняют такое поведение Толстого тем, что именно в этот период (с начала 1900 годов) семейные отношения Толстых, казавшиеся до этих пор очень крепкими, неожиданно оказались в глубоком кризисе. А тут ещё Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать бедным людям и сельским школам. Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. А когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было девять детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Дело в том, что, как объясняют историки, этим поступком Лев Толстой хотел значительно упростить образ жизни своей семьи и ради спасения других сократить затраты на пищу и одежду, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.

Последние годы жизни Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

А ещё Толстого не радовал, а тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями, и поздней осенью, в конце октября, 1910 года навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий. По сути это было бегство, однако по дороге Лев Николаевич почувствовал себя плохо, в связи с чем эту поездку в никуда беглецу пришлось прервать. Больного и немощного его вынести из поезда рядом с населённым пунктом. Здесь в доме смотрителя железнодорожной станции писатель провел последние дни своей жизни.

7 ноября 1910 г. на 83 году жизни Лев Николаевич Толстой скончался. Его похоронили в Ясной Поляне без церковного отпевания, как он это и завещал.

В память об этом великом писателе и человеке во многих городах России и ближнего зарубежья в разные годы были воздвигнуты монументы и организованы музеи. А улицы, скверы и парки, названные именем Льва Толстого, невозможно даже счесть. Это и понятно, ведь Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает. Среди всех прочих идей Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни являются производными его ежедневной деятельности.

Свой яркий и неповторимый след оставил Лев Николаевич и на Кавказе, в одном из населенных пунктов бывшей Чечено-Ингушетии, когда совсем молодой начинающий писатель проходил здесь военную службу.

В бывшей казацкой станице Старогладовской, служившей военной базой во время кавказских кампаний царской России в Чечне, имеется музей, посвященный жизни и деятельности великого мыслителя. В 2000 году праправнук писателя Владимир Толстой приезжал на Кавказ, чтобы увидеть то место, где его предок провел долгое время. По его словам, близкие потомки писателя всегда проявляли трепетную заботу и надлежащий уход за предметами быта и личными вещами Л. Н. Толстого и впредь намерены работать над созданием постоянной экспозиции в реконструированном музее в Старогладовской.

Из беседы со многими людьми, живо интересующимися биографией Л. Толстого, мы узнали также, что в этом музее как самое дорогое хранят шерстяной ковёр с изображением писателя, сотканный художником Магомедом Ясхановым, и одну картину, подписанную такими словами: «Садо Мисербиев и Лев Толстой».

Рассказывают, что русский писатель и чеченский военный переводчик С. Мисербиев были кунаками, то есть близкими друзьями. А началась эта дружба в 1851 году, когда Лев Николаевич приехал в Чечню по приглашению брата Николая. Тот командовал артиллерийской батареей в одном из населенных пунктов.

Однажды, играя в карты, Лев Николаевич увидел, как немецкий офицер Кнорринг обыгрывает чеченца Садо Мисербиева. Толстой не доверял Кноррингу и стал отговаривать неопытного в карточных играх Мисербиева играть с ним. А через некоторое время и сам Толстой вдруг проиграл Кноррингу крупную по тем временам сумму — 500 рублей серебром, а денег, чтобы расплатиться, у него не оказалось. И вот тогда Садо решается спасти своего друга от позора, вызывает немца на игру и отыгрывает долговой вексель Толстого до рубля. С тех пор Толстой и Мисербиев стали дружить как братья.

В подтверждение этим фактам служит сохранившаяся переписка. Брат Николай писал Льву Толстому: «На днях у меня был Садо, он выиграл у Кнорринга твои векселя и привёз их мне. Он был очень доволен этим выигрышем, так счастлив, и был уверен, что ты будешь за него рад. Я тоже его за это полюбил. И вообще я думаю, что этот человек действительно к тебе привязан».

«Горские народы, в число которых входят чеченцы, ингуши и другие нации, считают, что Толстой правдивее всех писал о тех событиях и характере горцев, их стремлении к независимости, свободе и их религиозных, национальных и других особенностях, — говорит Владимир Толстой. — Мой прапрадед, несмотря на то, что был аристократом, графом, всегда отличался открытостью в характере, поэтому у него было многой друзей среди местного населения, когда находился на Кавказе».

Из открытых источников стало известно и о том, что ингушский генерал-майор российской императорской армии, участник Кавказской и Русско-турецкой войн Банухо Байсагурович Базоркин, который в чине подполковника командовал Ингушским дивизионом Терско-Горского конно-иррегулярного полка Кавказской казачьей дивизии и прославился в решающих схватках с противником, тоже был близко знаком с графом Толстым. Они были почти ровесниками и, оказавшись по одну сторону баррикад, вскоре поняли, что у них очень много общего. Оба царских офицера трезво оценивали ситуацию и знали о бессмысленности войны, объявленной между народами Кавказа и царской Россией, потому как часто общались с простым людом и очень близко принимали страдания людей, желающих жить в мире.

«Отважный офицер Бано (так называл молодой граф своего сослуживца, — прим. автора), также как и я, был абсолютно против российской военной политики на Кавказе, потому что царские войска угнетали мирных жителей. Я с братом не раз спасал простых пахарей от этого беззакония», — писал чуть позже Лев Николаевич в своем дневнике.

А уже к старости, вспоминая годы, проведенные на Кавказе, Лев Толстой часто говорил «об одном отважном ингушском командире, который без страха и боязни шел на врага и побеждал: сначала самого себя, затем — противника». Сейчас, как говорят военные историки, доподлинно стало известно, что речь здесь идет именно о Банухо Базоркине, так как сделанные Л. Толстым примечания в своем дневнике показывают, что это именно так.

Учёные утверждают, что талант писателя в молодом помещике раскрылся именно в те годы, когда он поехал воевать на Кавказ. «Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время», — будет вспоминать Лев Толстой кавказский период своей жизни спустя несколько лет после возвращения в Центральную Россию.

Несомненно, Кавказ сыграл немалую роль в становлении Толстого как писателя: кроме «Кавказского пленника», там он задумал вышеназванную трилогию, а также повесть «Хаджи-Мурат», опубликованную уже после смерти автора.

Толстой всему миру рассказал правду о том, что происходило на Кавказе. Кто читал рассказы «Набег», «Рубка леса», повесть «Казаки», никогда не скажет, что Толстой был врагом горских народов. Общаясь с ними, писатель начал понимать чувства этих людей и уже не мог воспринимать их как врагов, хотя изначально ехал именно воевать с ними. В наши дни в музее Л. Н. Толстого всегда бывает многолюдно. Это говорит о том, что память о великом русском классике жива до сих пор.

Несмотря на то, что у нас в Ингушетии не имеется специального музея Л. Толстого, наши власти на протяжении последних лет всячески пытаются решать вопросы увековечения памяти русского классика. К примеру, именем Толстого у нас названы несколько школ, в центре Назрани имеется улица в честь выдающегося писателя, а рядом с городским Дворцом культуры построена новая аллея, носящая имя Льва Толстого.

Желание благодарных потомков и простых людей сохранить в памяти образ такого большого человека, коим, несомненно, являлся Лев Николаевич Толстой, говорит о том, что своей жизнью и трудом своим бескорыстным он доказал, что только великие люди порождают великие дела. И мы должны унаследовать это величие, чтобы было что оставить после себя своим последователям.