Быть достойной своего народа

Марем Ялхароева — педагог, журналист, ученый

В современном обществе, где зачастую культивируются заурядные личности, только потому что они себя «поставили» и «равных им нет» в радиусе, как минимум, трёх километров, всё же находятся люди, которые звёзд с неба не хватают, но при этом живут достойно и занимаются любимым делом. Марем Ялхароева — одна из них.

Лида Цечоева

Кандидат филологических наук, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия, кавалер ордена «За заслуги», учёный, преподаватель, публицист, общественный деятель — все эти регалии и ипостаси плюс сильный характер и подкупающая человечность, делают из неё не шаблонного героя очерка, а личность, о которой хочется говорить и, несомненно, только хорошее.

С раннего детства Марем Ялхароева придерживалась прямых идеалистических взглядов, искренне веря, что между белым и чёрным не должно быть промежуточных оттенков. Добро есть добро, зло — останется таковым, даже если его завуалировать под «жизненные обстоятельства». Честность и правдолюбие в Марем заложили её родители, которыми она безмерно гордится и считает, что именно с уважения своей семьи, своих предков начинается неподдельная, настоящая любовь к родине.

И хотя Марем родилась в Казахской ССР, а выросла в Грозном (в этой особенной, окружавшей её интернациональной среде), привязанность ко всему сугубо ингушскому — традициям, обычаям, менталитету и культуре — она не подменила ничем. Дома, в её семье, говорили только на родном ингушском языке. Строгую мораль поведения ей диктовало врождённое чувство собственного достоинства, которое для Марем Ахметовны превыше всего.

В Грозном Марем Ялхароева окончила среднюю образовательную школу № 26. Круглая отличница, чьи сочинения классный руководитель зачитывал вслух на родительских собраниях, единственная среди ингушских и чеченских учащихся, чей портрет висел на доске почёта. При этом она не была пионеркой, не стала и комсомолкой, все эти коммунистические идеи ей были чужды. Тем не менее, её активной гражданской позиции и обострённому чувству справедливости поражались все окружающие. Мало кто удивился, когда в январе 1973 года, в Грозном, юная Марем вступила в ряды митингующих. С детства она остро реагировала, когда чувствовала дискриминацию по национальному признаку, все беды и тяготы соплеменников пропускала через себя и, будучи не в силах помочь, испытывала вину.

В этот самый ранний период своей жизни Марем Ялхароева дала себе установку: непременно стать полезной, нужной родной республике, быть достойной своего народа. И когда в 1979 году от тяжёлого неизлечимого недуга умерла мама Марем, она осознала, что по-настоящему суровая взрослая жизнь — началась.

В 1980 году, закончив филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета, Марем практически сразу устроилась в грозненскую школу № 49 преподавателем русского языка и литературы.

Здесь в полной мере проявился педагогический талант Марем Ахметовны. Она находила и осваивала новые образовательные методики, темы для внеклассных уроков. Являясь большим ценителем национального танца и музыки, она организовала для ребят танцевальный кружок, который пользовался среди них большим успехом. Энтузиазм молодого педагога, её упорство и работоспособность высоко оценили не только её собственные коллеги, но и преподаватели из соседних школ, даже в районо о ней заговорили, как об учителе, подающем большие надежды.

И эти надежды оправдались. В 1986 году Марем Ялхароеву пригласили на работу в Старопромысловский районный отдел народного образования г. Грозного, и стоит отметить, что за всё время существования отдела она стала в нем первым сотрудником коренной национальности.

Спустя некоторое время Марем Ахметовна вновь вернулась в 49-ую школу, но уже в качестве заместителя директора по организационной и воспитательной работе.

Все шло к тому, чтобы по праву занять директорское кресло, но когда ей предложили эту должность, она, к удивлению друзей и родственников, отказалась.

Вскоре жизнь Марем коренным образом изменилась. В начале 90-х годов страсть к переменам и неустанный поиск себя привели Марем Ялхароеву в журналистику, а точнее, ее пригласили на работу в Гостелерадио ЧИАССР вести радиопрограмму на ингушском языке.

Это была хорошая трибуна для высказывания объективного мнения по тем общественным процессам, которые происходили в этот период в Чечено-Ингушетии, да и по всей стране. С трепетом и гневом наблюдала она трагические события 92-го года. В том же 92-ом, 10 ноября, она выдала в радиоэфир материал о продвигающейся к Грозному колонне танков. Для этого ей, хрупкой молодой женщине, пришлось остановить военных на полпути. Как вспоминает сама Марем Ахметовна, они вместе с коллегой ехали на служебной машине из Грозного в Назрань брать интервью у беженцев с Пригородного района. По дороге им встретилась вереница военной техники, которая двигалась к Грозному. Здесь же она увидела Руслана Аушева и провела с ним небольшое интервью. Руслан Султанович сказал, что он не знает, с какой целью колонна направляется к Грозному.

— Водитель спросил меня: «Что, теперь в Назрань?» — вспоминает Марем Ахметовна. — Я ему говорю: «Какая Назрань, разворачиваемся к головному танку, узнаем, что происходит».

Так она и поступила. Ей кричали уйти с дороги, но один из чеченских депутатов, ехавших в Ингушетию, бросился на подмогу журналистке, встав между ней и танком. В итоге военным все-таки пришлось уступить и разъяснить, что никаких причин для паники нет, мол, всё хорошо.

«Всё плохо» стало позже, когда в Чечне вспыхнула страшная, затяжная война. От неё в 1996 году вместе со своей семьёй Марем Ахметовна бежала в Ингушетию. Вслед за этим пришлось принять ещё один удар — ушёл из жизни отец Марем. Но, даже оставшись без родителей, родного дома, испытывая нужду, Марем Ахметовна не опустила рук, не побоялась начать всё с нуля.

Устроившись работать в газету «Сердало», Марем Ялхароева с головой окунулась в журналистскую деятельность. Она сосредоточила своё внимание на вопросах культуры, просвещения, исторического наследия народа и вскоре стала заведовать отделом культуры редакции. Наряду с этим она вполне заслуженно заработала репутацию «акулы пера», периодически проливая свет на чиновничий беспредел.

Но, исправно выполняя свой журналистский долг, Марем Ахметовна не забывала про давнюю мечту — создать цикл материалов, посвящённых жизнедеятельности ингушской диаспоры в Турции. С детства от старших родственников Марем слышала, как тяжело пришлось предкам ингушей на чужбине, куда их заманила или сослала царская власть.

Дедушка Марем Ахметовны, Г1убнакъ Ялхароев, был одним из тех, кто искал в Турции лучшей жизни для себя и своей семьи. Вместе с братьями Арапхом и Берснаком после разрушения в 1860 году селения Алхасты, он эмигрировал в Турцию, откуда через несколько лет смог вернуться на родину и вместе с другими переселенцами основать село Сагопши.

Марем Ялхароева твёрдо решила раскопать истории тех ингушских семей, которые пустили корни в Турции. Ей было хорошо известно, что многие из них начали вести литературно-публицистическую деятельность, создавая на турецком языке произведения, проникнутые тоской по исторической родине, отражающие реальные факты и события.

Заручившись поддержкой своих знакомых, друзей, родственников, сделав все необходимые приготовления, Марем Ахметовна в 1997 году отправилась в Турцию, намереваясь реализовать самый грандиозный и важный научный проект в своей жизни.

В целом «турецкий период» продлился с 1997 по 2005 годы. Это время Марем Ялхароева часто вспоминает с глубокой ностальгией. В каждую поездку её встречала и радушно принимала у себя дома семья Хасана Тимурзиева, который родился и вырос в Турции, стал одним из ярких представителей тамошней ингушской диаспоры. Он снабдил Марем Ахметовну богатым, интересным материалом, который впоследствии лёг в основу её журналистских очерков. Они публиковались в рубрике «Ингушское зарубежье», открытой Марем в газете «Сердало» сразу после первого визита. Позже, на основе этих публикаций, Марем Ахметовна смогла подготовить и защитить кандидатскую работу в Нальчике, а затем издать книгу «Литературно-публицистическая деятельность ингушской диаспоры в Турции».

Книга увидела свет лишь в 2008 году благодаря финансовой поддержке меценатов, которые пожелали остаться неизвестными. Но во многом желание издать свои труды в виде научной книги в Марем Ахметовне пробудила Тамара Биттирова, доктор филологических наук, заведующая сектором балкарской литературы Кабардино-Балкарского ИГИ КБНЦ РАН. Она выступила оппонентом кандидатской диссертации Марем Ахметовны и высоко оценила общественно-историческую значимость представленной работы.

В этом отношении Тамаре Биттировой вторил уже наш известный ингушский учёный, профессор Ибрагим Дахкильгов. В своей рецензии на книгу он отметил:

«Заслуга автора, прежде всего, в том, что она впервые в столь значительном объёме анализирует опыт жизни наших соотечественников в Турции. Её исследование вводит в научный оборот столь большой, специфический, общественно и идейно-эстетически значимый литературно-публицистический материал, что само по себе сродни научному подвигу».

Проработав ещё некоторое время в «Сердало», в 2004 году Марем Ахметовна перешла в газету «Ингушетия» и почти одновременно стала преподавать в Институте экономики и правоведения. К 2012 году Марем Ахметовна поняла, что научная деятельность на данном этапе для неё важнее, и отошла от журналистики, изредка публикуя материалы на действительно интересующую её тематику.

Следующей её книгой стала история жизни видного ингушского деятеля, основавшего первый Музей краеведения в Ингушетии, ныне носящий его имя — Тугана Мальсагова.

Марем Ахметовна общалась с родственниками Тугана Хаджимоховича, часто посещала и так хорошо знакомый ей краеведческий музей в Назрани. В книгу вошли редкие фотоматериалы, ранее неизвестные факты из жизни Тугана Мальсагова. Если быть откровенными, мы почти ничего не знали об этой выдающейся личности до публикации книги Марем Ялхароевой. Марем Ахметовна раскрыла Тугана Мальсагова не только как труженика, которому мы действительно обязаны многим, но и как простого человека, пережившего трудные времена.

Сегодня Марем Ахметовна работает ведущим научным сотрудником в НИИ им. Чаха Ахриева, где ещё совсем недавно заведовала расформированным отделом ингушской литературы.

Её новая книга, над которой она трудится в данный момент — жизнь и творчество Магомета Котиева, ингушского просветителя, публициста, педагога, военного и общественного деятеля, жившего в конце 19-го и в середине 20 веков. Вскоре мы снова, благодаря Марем Ялхароевой, откроем для себя много интересных сведений о малоизвестном, но, по сути, достойном представителе ингушского народа.

С виду хрупкая, Марем Ахметовна с великим достоинством переживает любые трудности, остаётся верной своим принципам. Многим невдомёк, и порой мне лишь остаётся догадываться, какую бурю она переживает внутри, сколько сил, здоровья положила на то, чтобы работать честно, делать всё по совести, бесхитростно, умудряясь помогать всем, кто обращается к ней за помощью.

Моё же уважение к ней за это — глубоко и искренне, а благодарность за годы наставничества и поддержки — безмерна.