Театральный занавес

Наступающий 2019 год объявлен Годом театра

Каждый театр имеет свой занавес, который открывает представление и закрывает его. Занавес, расшитый золотом, и просто атласный, с эмблемой театра и без нее, все равно является театральным аксессуаром, с которым связана судьба театра, его актеров и его зрителей.

Как только попадаем в зрительный зал, мы все испытываем волнующие чувства и нам, зрителям, передается атмосфера особенной торжественности и приподнятости. Вот наступает этот момент, медленно гаснет свет в зале, занавес раздвигается, и рампа высвечивает перед нами зеркало сцены, на которой появляются актеры. С этого мгновения мы — зрители. Не читатели, не слушатели, а зрители.

Начинается спектакль. На авансцену выходят, выбегают, выскакивают забавные люди: Жанхоты, Саады, Калои, Чаборзы, Беки, Хаджи-Хасаны, Мухтары, Зоры, Лемки, Кейпы, Тамары и Салихаты, размахивают мечами и кинжалами, защищаются щитами, укрываются бурками и шелковыми платками в белых и черных платьях с кудалами в руках и без них...

Легко и плавно появляются важные дамы в благоухающих нарядах и помахивающие веерами, вместе с ними разные Асхабы-Бендеры, Хлестаковы, Жамботы, Куни, Паши и Шаши, которые с такой гибкостью танцуют и с такой выразительностью поют, непринужденно балагурят и хохочут. Со сцены несутся голоса ярости и радости, ненависти и ревности... С этого момента мы оказываемся в воображаемом мире, и куда он нас только не заносит, и мы постепенно погружаемся в театральное царство, царство декламаций, пения и танцев. Из шумного города, окунувшись в театральную постановку, как говорится, с головой, мы теперь можем вздохнуть, расслабиться, успокоиться, забыть про свои проблемы, чтобы уйти в чужие. И вот мы легко поддаемся сладким речам и своему воображению и уже под впечатлением игры артистов плачем и смеемся над сценами трагедий или комедий.

Театр любого народа силен своими жизненными корнями. В фольклоре каждого из них можно найти истоки национального театра. Устное народное творчество ингушей и богатство фольклорного жанра дало возможность состояться ингушской драматургии.

Какую бы область народного творчества мы ни взяли — будь то игры, свадебные праздники, танцы в национальных костюмах, все они несут в себе элементы яркой театральности, на которой строится профессиональное театральное искусство. Это наглядно подтверждается тем, что у ингушей, как и у всех кавказских народов, был большой опыт духовной жизни. Тысячелетиями народ создавал свои исторические предания, сказания, сказки, представления о добре и зле, вырабатывал строгие обычаи и обряды.

Несомненным подтверждением этому доводу являются слова доктора филологических наук Ю. Айдаева: «Обрядовые песни вайнахов, различные процессии в честь богов, танцы, молитвы, мимические сценки, которые разыгрывались во время различных торжеств и обращения к языческим божествам, также содержали элементы драмы».

Обряд вызывания дождя, называемый ингушами «Мистагударг», где также присутствуют зрелищные действия, диалог и монолог, сольное и хоровое исполнение, соединение музыки, песни, танца, речи и действия в единое целое. В прошлом много разных игр и различные празднества посвящались уборке урожая. Кроме того, множество культовых обрядов было связано с языческим праздником Новый год («Ноджой»), который проводился ингушами во время зимнего солнцестояния.

Как пишет профессор И. А. Дахкильгов, «ингушская свадьба с множеством обрядов носила театрализовано-праздничный характер с множеством обрядов. Это было зрелищное представление с конными состязаниями, джигитовками верховыми наездниками и девичьими танцами, песнями и шуточным сватовством («зоахалол»)».

С древних времен ингушская свадьба являла собой многоактный театрализованный спектакль. В нем игрались, как в жизни, так и на сцене театра, различные обряды: жалоба невесты, прощание невесты с очагом, «диалог — перебранка» девушек со сторон жениха и невесты, вывоз невесты из аула, «нув-ферта тассар» (расстилать коврик и веник), «моттбастар» (развязать язык), вывод невесты по воду, действия тамады и «фусам-да» (хозяин двора, где проводится свадьба), словесные и танцевальные состязания.

Красочно и сочно описывает празднество древних ингушей знаменитый этнолог-кавказовед Бларамберг Иоганн в своей «Кавказской рукописи»: «Их танец — это нечто особенное. Все зрители, сидящие в кругу, поют под звуки каких-то свирелей, волынки или флейты, подзадоривают юных танцоров проявить их силу и искусство; в то время все, кто хочет, выходят один за другим, исполняя всевозможные движения сальто-мортале. Когда все танцоры повторили те же фортели под бурные аплодисменты всех присутствующих, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногда они образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затем танец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее».

Как видим из описаний прошлого, народные танцы и народные песни перекликаются и способствуют формированию музыкально-драматического представления сценическо-драматургического свойства и использовали самые важные мирские дела человека. Рождение, брак, похороны... Театр непременно привязывал эти узловые точки человеческого бытия, показывая на сценической площадке образ жизни целого народа.

Прогрессивные деятели ингушской культуры прошлого столетия понимали огромное значение театра, мечтали о нем для своего народа. «Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ», — писал когда-то великий русский драматург А. Н. Островский. Выдающийся деятель ингушской культуры Идрис Муртузович Базоркин, как и Островский, считал театр важнейшим элементом национальной культуры. «Главная задача театра — служить народу», — писал он.

Профессиональные театры Ингушетии и национальная драматургия, ставшие наследниками традиций и обрядов кавказских народов, уверенно заняли свое место в огромном строю национальных театров. Во многих республиках, краях и областях, в больших городах есть множество театров, с вековыми традициями. Все ингушские театры являются просто юными по сравнению с театрами Москвы и Петербурга, которых перечислить просто невозможно.

Сегодня в нашей республике трудятся коллективы трех театров: Ингушского драматического театра имени И. М. Базоркина, Театра юного зрителя Республики Ингушетия и Русского государственного музыкально-драматического театра. Они ставят спектакли на русском и ингушском языках, за что мы должны быть благодарны, прежде всего, их руководителям — титанам театрального искусства Исе Абдулловичу Чахкиеву, Мусе Магомет-Гиреевичу Хадзиеву, Микаэлу Валерьевичу Базоркину.

Преданные театру «капитаны дальнего плавания» на своем энтузиазме, неимоверной самоотдаче, а самое главное — благодаря огромному таланту, не только сумели сохранить и донести нам, зрителям, ингушские культурные ценности, но и радуют нас широким репертуаром мировых шедевров сценического искусства российской и зарубежной классики.

«Хорошая национальная пьеса, — отмечал великий русский режиссер К. С. Станиславский, — хорошо поставленная и сыгранная хорошими актерами их наций, лучше всего вскрывает душу народа». Подтверждением этих слов может послужить факт присуждения в 1977 году Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского спектаклю «Песня вайнахов» Руслана Хакишева в Чечено-Ингушском драматическом театре. Построенная на фольклорном материале, песнях, музыке и танцах, постановка не ограничилась этнографическими картинками. Легендарные исторические личности, действующие в спектакле, убедительно утверждают об историческом единстве вайнахов, их свободолюбии, стойкости в бою, верности в любви и дружбе. Вера в торжество правды, утверждения единства и свободолюбия народов — вот что главное в таком спектакле, вот что «вскрывает душу народа».

В середине советской эпохи, в третьей четверти прошлого века, почти одновременно создаются классические произведения ингушской культуры «Беке къонгаш» («Сыновья Беки») А. Бокова (1967 г.), «Из тьмы веков» И. Базоркина (1968 г.), которыми зачитывается уже третье поколение, и не только вайнахского населения. Восхищаясь ими в литературном прочтении, сценаристы и режиссеры их постепенно переносят на сцену и делают основой для национальной ингушской драматургии, которые стали этапными и для самой литературы, и для театра. Они воспитали целые поколения актеров. Спектакли по романам народных писателей Чечено-Ингушетии «Из тьмы веков» и «Беке къонгаш», поставленные в 70-80 годах прошлого века, и сегодня остаются востребованными и занимают первые места рейтинга зрительских симпатий.

Обратившись к истории ингушской драматургии, как говорится, «из дней давно минувших в дни наши», мы можем констатировать, что самый значительный вклад в театральную копилку был сделан талантливым драматургом, поэтом, народным писателем Чечено-Ингушетии Саидом Чахкиевым. Им написано более 20 драм и комедий, в том числе и для детей. Его пьесы, созданные еще в советскую эпоху и постперестроечное время прошлого века, с успехом ставятся сегодня на сцене драматического театра имени И. Базоркина и театра юного зрителя. Герои в этих пьесах не выдуманы, характеры, человеческие судьбы, взаимоотношения людей — все, как в жизни, которые «как выдержанное вино» вызывают повышенный интерес у современного зрителя.

В сущности, знаменитые писатели Чечено-Ингушетии — И. Базоркин (1910-1993 гг.), А. Боков (1924-2006 гг.), С. Чахкиев (1938-2008 гг.) — являются центральными фигурами в развитии театрального искусства Ингушетии. Именно эти писатели-драматурги оказали значительное влияние на ингушскую культуру.

Несмотря на то, что на исходе ХХ века в результате колоссальных изменений в государственном и идеологическом устройстве целой страны и мощного давления сторонников «демократии и свободы» Советский Союз рухнул, на его обломках в составе современной России вновь возродилась Республика Ингушетия со своей тысячелетней историей и с большими амбициями в культуре.

Но, к сожалению, подводя своеобразный итог самостоятельности нашей республики, подлинного переворота в ингушской драматургии не произошло, несмотря на громадный историко-театральный интерес со стороны нас — зрителей.

Тема национального театра по-прежнему стоит остро и сегодня, и не только потому, что у нас до сих пор нет театрального здания, отвечающего современным требованиям. Накормить нас досыта духовной и нравственной пищей пока нашим современным деятелям драматургического искусства не удается.

Как мы знаем, благодаря пьесе рождается спектакль, и вот этих самых пьес с особой напряженностью, с сегодняшней злободневностью, острым конфликтом, с мыслями и переживаниями, которые могли влиять на судьбы людей, их характеры, не так много, как бы нам хотелось.

На протяжении последних двадцати пяти лет, выстраивая и складывая по кирпичику ингушскую национальную драматургическую систему, мы можем увидеть, что в нашей культуре встали вопросы о национальном герое, его роли и влиянии на общество, о расширении пьес национальной тематики, преимущественно связанной с современным бытием и национальным прошлым. Кроме того, обострился интерес к проблемам родного языка. Сегодняшним литераторам все отчетливее становится ясно, что вайнахский фольклор, к великому сожалению, в наши дни почти весь исчерпан.

Как говорится, «все течет и все меняется», и я искренне надеюсь, что это временно, и в нашем народе, решая эту сверхзадачу, уже появляются талантливые драматурги, которые будут воплощать «народную мечту» — наполнить нашу жизнь «театральным светом». Занавес для ингушских начинающих писателей и драматургов открыт, и зритель ждет новых откровенных и злободневных пьес с национальным колоритом и харизмой.

Нерешенных проблем в народе накопилось достаточно, и мы, не теряя времени, сообща, я имею в виду театр и зрителя, должны подняться против «варварства», не присущего нам «хамства», против духовного и нравственного падения молодежи. Именно театр является послом ингушской культуры, и его первейшая задача — поднять наше современное общество на новый виток традиционных носителей добродетели и новый уровень развития общественного сознания, присущего горскому «эзделу»!

Надеясь на то, что пришедшие на смену «ушедшим творцам, новые творцы» не попадут в тупик, опять же «всему свое время», мы поговорим с вами о том, как устроен театр. Обсудим пьесы, написанные ингушскими драматургами, поближе рассмотрим уже поставленные спектакли, взглянем на актеров, как говорят, «со стороны», узнаем «с другого ракурса», как строят работу главные режиссеры, постановщики сцен, композиторы, осветители, звукорежиссеры, монтажники, декораторы, костюмеры, художники, гримеры. Посмотрим «под другим углом» и на многие другие профессии, занятые в современном высокотехнологичном театральном хозяйстве.

(отрывок из одноименной книги Ладимира Бокова)

Продолжение следует)