Здесь оживают наши сказки

Огромная армия кукольных театров отмечает свой профессиональный праздник

0

И дети, и многие взрослые любят смотреть представления кукольного театра. Это настоящее волшебство — оживающие на сцене фигурки оставляют много радостных минут, которые запоминаются на всю жизнь. Как же появился этот чарующий мир театр под названием кукольный?

История говорит, что кукольные фигурки, имеющие сходство с человеком, появились в глубокой древности. В те времена фигуры кукол имели большое значение в жизни людей. Многие из них использовались не только в качестве игрушек, но и несли в себе магические свойства. Однажды кому-то пришла идея разыгрывать с помощью кукол различные представления. Постепенно стали появляться различные способы управления куклами. Так появились фигурки, которые могли двигать всеми частями тела при помощи веревок.

Первые кукольные театры появились в Древнем Риме. Поначалу представления проводились с помощью специальной коробки, имеющей по центру барьер. В появившихся позже передвижных кукольных театрах использовали несколько иную сцену для кукол. Это была коробка с отверстиями снизу и сверху, сквозь которые продевали кукол.

Самый популярный кукольный театр в России находится в Москве и называется «Театр кукол имени Образцова», названный именем своего создателя и главного идеолога кукольного театра в стране. В этот театр приезжают дети и родители из самых разных уголков страны и мира. И прежде всего, гости приезжают посмотреть на огромные кукольные часы, которые периодически оживают и устраивают перед собравшимися бесплатное представление. И происходит это чудо не только по праздникам, но и в обычные дни.

Жители практически каждой страны могут похвастаться самым любимым кукольным героем, ставшим национальным символом. У русских — это Петрушка. Его отличительные черты: алый кафтан, такой же задорный колпак, массивный нос и лучезарная улыбка. Этакий шут, скоморох, в лексиконе которого всегда много шуток. Традиционная русская кукла представляла собой перчатку, надеваемую на руку и управляемая движениями пальцев. Сегодня ничего не изменилось, да и популярности у народного персонажа по сравнению с дореволюционной эпохой ничуть не убавилось.

Кукольный театр, это миниатюрное чудо, мирок, поражающий воображение как взрослых, так и малышей буйством красок и разнообразием инсценируемых сюжетов, затрагивает нотки восторга в душе каждого человека.

Думаю, многие согласятся с тем, что в фигурке, созданной по подобию человека, заключена некая магическая сила, — будто тот, кто корпел над безмолвным творением, вложил в него частицу собственной души, эмоций, желаний...

А ведь не зря считается, что управление сказочными персонажами и куклами — настоящее искусство, овладеть которым под силу лишь талантливым людям, с радостью «вдыхающим» жизнь в своих безмолвных подопечных. 21 марта у них профессиональный праздник — День кукольника. Хотя справедливости ради нужно отметить, что праздник кукольных театров широко отмечается не только самими профессионалами, но и поклонниками такого рода искусства. Искусства, сочетающего в себе очарование простоты с некой таинственностью и загадочностью, а чистоту и непосредственность детства — с глубокой философской мудростью.

История Ингушского театра юного зрителя начинается с 1969 года. Тогда это был Чечено-Ингушский республиканский театр кукол. В актерскую труппу входили три группы: чеченская, ингушская и русская. Директором театра тогда был Бек Вагапович Абадиев. С его приходом в театр ингушская группа начала работать и ставить спектакли на ингушском языке. В дальнейшем все актеры этой группы составили основной костяк Ингушского театра кукол, который в 1993 году после образования Ингушской Республики переехал из Грозного в Ингушетию. Директором Ингушского театра кукол стал Муса Хадзиев, сын заслуженного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии России Магомед-Гирея Хадзиева, который руководит этим учреждением и по сей день.

Свой первый театральный сезон театр открыл 23 марта 1994 года в ДК «Красная Армия» станицы Орджоникидзевской, где и обосновался коллектив театра на первое время. В 1998 году распоряжением Министерства культуры Ингушетии театр кукол был реорганизован в Театр юного зрителя. С этого времени театр начал ставить не только кукольные, но и драматические спектакли: «Последний гусар» Дж. Яндиева, «Сумасшедшая ночь» Б. Абадиева, «Волшебная лампа Аладдина» Н. Гернета и другие яркие красочные представления. В 1999 году театр переезжает в Назрань, в бывшее здание парламента республики, где он находится и поныне.

— Театр юного зрителя за последние годы неоднократно участвовал в различных международных фестивалях театров кукол, где театральными критиками были высоко оценены работы наших актеров, — говорит главный режиссер ТЮЗа, народная артистка Ингушетии Лейла Хадзиева. — Но особенно отрадно, что наши ряды периодически пополняются новыми драматическими актерами, которые с большим удовольствием работают в спектаклях для детей и юношества. Актеры понимают, что представления, разыгрываемые на сцене, должны быть достаточно зрелищными, чтобы они оставались в памяти пришедших на спектакль зрителей ярким кадром.

Поддерживать актеров в должной форме здесь помогают труженики, настоящие любители своего дела, которые работают в одиннадцати цехах театра, начиная от художественного цеха и кончая котельной. Причем все эти специалисты имеют высшее профессиональное образование и каждые пять лет проходят переподготовку на различных театральных форумах.

Говоря о целях и задачах, стоящих перед учреждением, Лейла Гирихановна отметила, что главное для них — это формирование духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения, сохранение и развитие национальной культуры, пропаганда достижений театральной культуры как у себя в республике, так и в других регионах России.

Рассуждая на тему духовности, Лейла Гирихановна сказала, что мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа.

— Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность, — отметила она.

Необходимо сказать, что ингушские кукольники очень часто встречаются с жителями сёл и городов республики. К примеру, в первых числах февраля они ездили в гости к юным жителям сельского поселения Плиево, где в местном клубе состоялась творческая встреча актеров со школьниками и их родителями.

Перед началом спектакля, главный режиссер ТЮЗа Лейла Хадзиева рассказала ребятам краткую историю создания театра, поведала о нелегкой работе актеров и дала несколько напутствий по поводу того, как необходимо вести себя в театре. Юные зрители с большим удовольствием посмотрели поучительную сказку по пьесе Саида Чахкиева «Волшебная шапка» на ингушском языке. А в заключение мероприятия актеры подарили детям журналы «Волшебный мир театра» с кроссвордами и викторинами. И надо сказать, что это был не простой подарок. Дело в том, что по решению оргкомитета первого Международного фестиваля театров кукол в Ингушетии, который пройдет в октябре 2019 года, из числа детей, правильно ответивших на все вопросы, путем жеребьевки будут выбраны несколько победителей.

— Такие встречи становятся для маленьких зрителей пространством увлекательных совместных открытий, временем счастливого общения, ведь вместе с ними на спектакли приходят и их родители, — отметила режиссер.

Чуть раньше на сцене Ингушского ТЮЗа прошли репетиции новой постановки «Грозы» Островского. Художник-постановщик из Набережных Челнов Алексей Митрофанов провел для бутафоров Ингушского театра юного зрителя мастер-класс по изготовлению скульптуры головы кукол, которые будут задействованы в новом спектакле. Как отметил главный режиссер Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Ахмед Льянов, Алексей Юрьевич Митрофанов востребован не только в своем театре.

— Он успешно сотрудничает со многими российскими кукольными театрами. В Волгограде, Воркуте, Самаре, Ижевске, Грозном и других городах мастер делится со своими коллегами секретами изготовления кукол, — отметил он.

По словам актеров, эта постановка будет иметь новое прочтение, основным замыслом которого является стремление сохранить в людях все добрые начинания, идущие из поколения в поколения.

— Мысль, что если ты отказываешься от обычаев и традиций предков, то забываешь свои корни, особенно важно донести сегодня до нашей молодежи, — говорит Ахмед Льянов. — Над этим и трудимся.

Как нам удалось узнать, осенью 2019 года власти Ингушетии планируют провести в республике первый международный фестиваль театров кукол «Праздник гор». Как сообщил министр культуры Ингушетии Микаэл Базоркин, на проведение этого фестиваля из бюджета РФ будет выделен 1 млн рублей. Пройдет фестиваль с 1 по 5 октября в Назрани.

— Фестиваль «Праздник гор» приурочен к Году театра, и в качестве участников мы пригласим к себе в Ингушетию профессиональные театры кукол России и зарубежья, — сказал Базоркин.

По его словам, все спектакли, представленные на фестивале, будут основаны на народных преданиях, сказках и легендах. Министр добавил, что предусмотрено также проведение обсуждений спектаклей, мастер-классов, круглых столов, экскурсий и творческих встреч.

— Наша основная цель — посредством фестиваля создать связь между театрами кукол регионов страны и зарубежья, развить театральные традиции в регионе, укрепить межнациональные и межэтнические связи и, конечно же, воспитать в детях любовь к культуре, к театру, — отметил он

Как напомнили нам в театре, открытие очередного сезона у них состоится 21 марта, в День кукольника. В этот день в Ингушском ТЮЗе состоится праздничное шоу-представление для детей и будет осуществлен выпуск буклета и театральной газеты «Куклы и люди». Праздничные мероприятия продлятся до конца месяца. В течение этого времени театр покажет премьеру спектакля «Гроза» режиссера Ахмеда Льянова и проведет торжественное празднование юбилея театра «Театр — наш дом».

Сегодня, как и много лет назад, кукольный театр — это счастье, радость, веселье, а также неизбывная фантазия и творческое вдохновение. Посетив кукольное представление, каждый заряжается мощной положительной энергетикой. Царящие в кукольном театре очарование, простота и в то же время загадочность и таинственность насыщают души и маленьких, и больших зрителей глубокой вековой мудростью и чистотой.

Возможно, вспомнив о кукольной фигурке, которую вы так мечтали иметь в детстве, вы приобретете ее сейчас в память о беззаботном времени и незабываемых посещениях кукольного театра.

Добавить комментарий

Новости