За кулисами театра

Опыт есть половина успеха, а режиссёра формирует театр

0
Галаев Мурат - главный режиссер театра, Заслуженный артист РИ

В драматический театр он пришел 17-летним юношей и, проработав год, понял, что хочет посвятить себя театральному искусству.

Мурад Галаев - народный артист Республики Ингушетия, режиссёр Ингушского драматического театра им. И. Базоркина.

Он родился 29 сентября 1962 года в городе Грозном. Ничем особенным среди мальчишек он не выделялся, правда, любил рисовать и иногда пользовался этим, вернее возможностью отсутствовать на занятиях, когда нужно было оформлять школьные стенды. Очевидно, эти творческие способности привели его в театр. Но и не только. Как обычно это бывает в жизни, когда ты стоишь перед серьёзным выбором, рядом оказывается человек, который подскажет, подтолкнёт тебя и поможет принять правильное решение. Таким человеком оказался известный в республике актёр и исполнитель песен группы «Лоам» Руслан Наурбиев, который в то время уже работал в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре имени Ханпаши Нурадилова. Впрочем, всё решает судьба. Здесь же в 1979 году во вспомогательном составе Чечено-Ингушского государственного драматического театра Мурад Галаев начал свою театральную биографию.

В 1980 году начался набор абитуриентов на факультет «актёрское мастерство» в Грузинский государственный театральный институт имени Шота Руставели. Пройдя хорошую школу актёрского мастерства, Мурад решил на этом не останавливаться. После окончания вуза он подал документы в этот же вуз, но уже на режиссерский факультет. Он прекрасно понимал, что режиссура сложный вид деятельности, но тем интереснее он и был. Руководили группой известные в Грузии и за её пределами театральные мастера, режиссёры-педагоги Рем Шаптошвили, Буба Хотивари и Гурам Черкезишвили, которые могли донести до каждого студента все тонкости режиссерского мастерства и сложности этой нелёгкой науки.

Впечатлял к тому же город Тбилиси, с его древней культурой, архитектурой и необыкновенно открытыми людьми, умеющими радоваться жизни и дарить это состояние окружающим. Но после окончания театральной режиссуры Мурада увлекла профессия кинорежиссёра. Кино привлекало его своими большими возможностями. Он стал постигать это нелёгкое дело, получал уроки у известных грузинских мэтров, изучал тонкости киноиндустрии. И вроде стало что-то получаться. Были даже готовы проекты. Это был получасовой фильм про высылку ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Определено было место действия, подобраны актёры, сделаны наброски. Но в это время в Грузии началась война. Мурад не спешил возвращаться на родину, всё ждал, что вот-вот утрясётся, но отец решил, что ему пора возвращаться на родину. Так и получилось.

Ингушский театр в те годы практически бездействовал. Один из бывших коллег предложил Мураду уехать во Францию. Были собраны документы, дело оставалось, как говорится, за билетом. Кто знает, как сложилась бы судьба Мурада, если бы не поступившее внезапно предложение из театра поставить с ингушской группой, выпускниками актёрского отделения Чеченского государственного университета, дипломную работу. Это были спектакли «Гостья от Бога» В. Ведзижева и «Здравствуй, Пятимат!» Э. Сусуркиевой. Мурад подумал и решил, что успеет поставить спектакли, а потом и за границу подастся.

Но началась череда других судьбоносных моментов. В Ингушетии интенсивно шло формирование структур власти, в том числе и культурного значения. Театр возглавил в то время Иса Чахкиев, нынешний его художественный руководитель. Его напористость, вера в будущее ингушского театра вдохновляли даже самых неуверенных в завтрашний день людей.

«Он возглавил театр в самое тяжёлое время, — вспоминает Мурад Галаев. — Приложил к этому делу немало сил и средств, сумел собрать свою труппу и направить дело в нужное русло. Такая самоотверженность не могла не покорить меня, впрочем, как и других актёров. Мы ему поверили. За ним пошли. Сегодня это мой театр, моя земля, мой народ. И этим всё сказано».

С 1993 года Мурад Галаев стал главным режиссером Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина. Спектакль «Ханума» Авксентия Цагарели — его первая серьёзная режиссёрская постановка, к тому же одна из его любимых. Может, потому, считает режиссёр, что удалось воплотить многое из того, что планировал. А такое бывает не всегда. К тому же это постановка грузинского классика с полюбившимися ему грузинскими мотивами. Это не праздная комедия, считает режиссёр, как может показаться на первый взгляд, а реальная жизнь, люди, которые умеют так жить, умеют во всём найти юмор. Сделан был спектакль на высоком уровне, восхищала и прекрасная сценография, ярко отражающая атмосферу настоящего грузинского городка. С этим спектаклем театр гастролировал в соседнюю республику, в столицу Кабардино-Балкарии Нальчик и в Республику Казахстан.

Потом были постановки классические, национальные, в которых виделось желание показать глубже процессы социальной жизни и желание реализовать свой режиссёрский потенциал. К примеру, о его спектакле «Трактирщица» К. Гольдони известный ингушский театровед Бек Абадиев писал: «Мурад Галаев правильно и точно уловил общий дух драматургии Гольдони, его здоровый, мягкий юмор, бесшабашное и жизнеутверждающее поведение героев. Этой постановкой режиссёр меня приятно удивил».

Сам режиссёр считает, что классику подвести к нашему зрителю не сложно, потому как там все расписано, сложнее с комедией, потому что для нашего зрителя надо подбирать особый жанр, особый стиль, чтобы было доступно и понятно. Есть определённые сложности и с национальной драматургией, связанные, прежде всего, с отсутствием профессиональных драматургов, сетует режиссёр.

Помнят зрители и новогоднюю концертную программу 1999 года по сценарию Эсет Сусуркиевой «Вечер ингушского фольклора» в постановке Мурада Галаева, который предоставил уникальную возможность оценить богатство нашей традиционной культуры. Это были миниатюры из жизни наших предков: шуточное сватовство, песни, танцы, встреча у родника, извещение о рождении ребенка. Были показаны традиционные взаимоотношения горцев, уважение и почитание старших, взаимоотношения между молодыми людьми и т. д.

Удачной была постановка спектакля «Малхаз и Айза» Б. Горчханова в МБУ «Студии театра и кино «БАРТ», где Мурад работает параллельно с ингушским драмтеатром. Здесь была затронута тема чести, мужества, достоинства через рамки социального неравенства. Тема актуальная и востребованная всегда.

Пьеса «Выжить, чтобы вернуться» Р. Хакишева в постановке режиссёра Мурада Галаева, посвященная трагической теме депортации ингушей и чеченцев, ставится театром ежегодно и всегда волнительна для нашего зрителя.

Режиссёр и актёр Мурад Галаев не ищёт легких путей в творчестве. Для него занятие любимым делом — это постоянная работа над собой. Опыт есть половина успеха, говорит он, а режиссера формирует театр.

Актёры говорят, что в репетиционном зале у режиссёра всегда всё расписано до мелочей. Он умеет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, может сконцентрировать творческую энергию актёров и повести их в нужном направлении. Сам режиссёр Мурад Галаев понимает, что имеет дело с тонким «материалом», с людьми творческими, с их чувствительным внутренним миром. Каждый приходит со своим «багажом» взглядов и настроений, и без дипломатического подхода здесь никак не обойтись, говорит он.

Чтобы быть всегда в форме, необходимо самому иметь навыки актёрского мастерства, чтобы донести до каждого суть замысла, не загоняя их в жёсткие рамки, предоставить им простор для собственного творческого поиска, чтобы они потом сумели донести это до зрителя. Именно так рождается продукт совместного труда, способный сделать этот мир светлее.

«Есть одна особенность у региональных театров, — отмечает Мурад, — если в больших театрах все занимают определенные ячейки и выполняют строго определённые функции, то здесь эти функции перемешаны: ты и монтировщик, порой и уборщик, гримёр и сценарист, актер и режиссёр. Твое дело в череде дел. Но в этом отчасти сила театра, отчасти и слабость. Театр предполагает некое самосожжение. С этим не поспоришь. Но вот если по молодости ты готов был к подвигам, ждал каких-то глобальных перемен, то с годами руки всё же опускаются, потому как утомляют не решаемые из года в год проблемы, не зависящие от нас. В первую очередь это отсутствие у театра собственной площадки, своего здания. Иногда это всё утомляет, а иногда заставляет переосмыслить себя, свои действия. Но это не проблемы, а работа. Несмотря ни на что, театр успешно справляется с поставленными задачами. Много хороших, достойных постановок, заслуженных наград и побед. Можно сказать, вот такой вот творческий подвиг мы совершаем каждый день».

«Жизнь продолжается. Что завтра нас ждёт — неизвестно. Но я не лишён желания творить, созидать и двигаться дальше. Театр я люблю, это моя работа. Но осталась нереализованной мечта — кинорежиссура. Сегодня я полон творческих идей, так что свое кино, думаю, я ещё сниму», — резюмирует Мурад Галаев.

Добавить комментарий

Новости