Год театра

Первый ингушский народный театр

Шестьдесят лет назад начал свою работу народный самодеятельный ингушский театр Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. Дебют режиссера, в то время малоизвестного литератора, Ахмета Бокова состоялся постановкой пьесы «На заре» известного в республике и за ее пределами писателя Идриса Базоркина.

По библейским суждениям, существуют разные времена: время разбрасывать камни и время собирать камни. Наступают и чередуются черные и светлые времена, и определяются они не только по времени, но и по памяти, которая имеет свое предначертанное время. Бывают времена, когда все прежнее предается забвению, все вычеркивается, как бы никогда его и не было, но сегодня мы еще можем вспомнить и сказать, что это было, и мы еще это помним. Конечно, многое, что было, уже покрылось плесенью, и чтобы не сгнили в небытие еще сохранившиеся островки народной памяти, мне необходимо рассказать вам, дорогие читатели и поклонники театрального искусства, о первом самодеятельном ингушском народном театре.

Первые народные театры государственной сети бывшего Советского Союза были созданы в 1959 году. В этом же году звание народного театра получили театральные коллективы Воронежской, Астраханской и Пензенской областей. Народные театры появились в Татарской АССР, Якутской АССР, Башкирской АССР.

Постановлением Совета министров Чечено-Ингушской АССР от 8 июня 1959 года был создан народный самодеятельный ингушский театр Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. По приглашению Министерства культуры ЧИАССР на должность режиссера народного театра был приглашен из Московской области товарищ А. Губин. Актеры и другие участники спектакля (художник, осветитель, декоратор, костюмер и др.) работали на общественных началах.

Процесс формирования большинства народных театров по всей Стране Советов, как правило, опирался на уже имеющиеся театральные традиции. Звание «народный театр» присваивалось успешным самодеятельным коллективам с постоянной труппой, обширным репертуаром и залом для регулярных спектаклей. При многих народных театрах имелись театральные студии, где велось систематическое обучение актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, гриму.

Помимо сложившегося работоспособного коллектива, народный театр должен иметь еще и материальную базу. Но таковой Назрановский районный Дом культуры, при котором был создан Ингушский народный театр, не имел. Какие были в то далекое время театральные традиции в Назрани? Одним словом, очень слабые, и эволюционного развития театрального искусства на ингушском языке на тот период фактически не было. Несмотря на все это, народный театр в селе Назрань все же заработал. Открытие состоялось с показа одноактных пьес Х. Ошаева «Селасат» и О. Мальсагова «Салихат». После открытия часть участников ушла из театра, а оставшаяся часть в количестве шести артистов в течение трех месяцев не проводила никакой работы. Товарищ Губин не справился с возложенной на него задачей и показал полную свою несостоятельность.

17 ноября 1959 года приказом министра культуры Чечено-Ингушской АССР В. Татаева, на должность режиссера был назначен молодой, еще малоизвестный литератор Боков Ахмет Хамиевич, работавший в редакции ингушской республиканской газеты «Сердало», как говорится, «если нет героя для подражания — надо самому им стать».

Не дожидаясь теплых весенних дней, в начале бесснежной зимы 1959 года, Боков посеял, бережно взращивал, ждал и надеялся на здоровые всходы, которые его не обманули, и в начале апреля дали первый урожай. С этого времени размеренная жизнь назрановцев потекла в другом русле. Чтобы этого добиться, Ахмету Бокову пришлось в роли обновителя культурного мышления, от рассвета до заката, с проницательностью государственного деятеля, методично осуществлять новаторский переворот в сознании всего поколения ингушской молодежи и развеять все надуманные предрассудки о театре.

Если отвлечься на минуту, то мы с удивлением увидим, что история дала всему поколению «шестидесятников» возможность проявить себя, и Боков, из их числа, полностью использовал этот шанс, который дала ему судьба. Так уж у него повелось, что вновь ему пришлось опровергнуть простую логику событий. Приблизившись к литературному авангарду Союза писателей Чечено-Ингушетии, он сменил направление своей активной деятельности. С проводниками массовой культуры районного масштаба, самодеятельными артистами: Микаилом Зангиевым, Беком Абадиевым, Хаважем Торшхоевым, Хавой Карахоевой, Алиханом Саговым и Тамарой Акиевой — при отсутствии материальной базы назначенный режиссер А. Боков, именно в этом качестве, переехал из города Грозный и начал свою театральную деятельность.

К этому времени приближалась дата 40-летия установления советской власти в Чечено-Ингушетии, и театр с энтузиазмом взялся за постановку пьесы «На заре» известного в республике и за ее пределами писателя Идриса Базоркина.

Но прежде надо было сформировать труппу, и здесь организаторские способности Ахмета Бокова проявились в полной мере. Уже через месяц в назрановском Доме культуры (сейчас в этом здании находится Ингушский краеведческий музей имени Тугана Мальсагова) начались репетиции. Назрановские журналисты местной газеты «Ленинский путь»: Урусхан Абадиев, Сулейман Паров, Идрис Сукиев, Дауд Албогачиев — можно сказать, в полном составе принялись осваивать районную сцену. Новоиспеченные самодеятельные артисты: учителя Хусейн Гайтукиев, заведующая библиотекой райкома КПСС Зина Долакова, электромонтер Юнус Даскиев, заведующий магазином Аслан Мухиев, штукатур Багаудин Утабаев, работница швейной фабрики Д. Майсигова, Магомед Булгучев, Бисолт Албаков, Лида и Мустафа Медовы, Шамиль Кодзоев, Алаудин Машхоев, ученики средней школы Алихан Ужахов, Магомед Оздоев, Иса Балкоев, Г. Зязикова — по три раза в неделю оттачивали каждое движение, каждую фразу и тексты будущих сцен. Вечер за вечером, день за днем, репетиции, репетиции и репетиции... Как потом вспоминали сами участники народного театра, это были добрые и приятные вечера, которые на всю жизнь врезались в память.

Долго и кропотливо пришлось поработать Ахмету Бокову с теми, кто впервые участвовал в художественной самодеятельности. Репетиции часто, проводились, приспосабливаясь к свободному времени самодеятельных артистов: утром, днем и вечером, а затем сводилось все в одно действие. Общительный по своей природе, с огромным и неиссякаемым чувством юмора, как человек из народа Ахмет Боков, не заглядывая далеко вперед, создавал коллектив, где царили равенство и солидарность. Чувство локтя друг друга ощущали на себе все народные артисты Ингушского народного театра. В конечном счете мастерство, которое бесконечно оттачивалось, учение, труд и беспредельный энтузиазм с живым творчеством актеров, брали свое и воплощались на сцене.

Потребовалось время, но это было счастливое время. Новая философия, вдохновляемая теми, кто переступил, прежде всего, самого себя и смотрел на своих соседей односельчан со сцены народного театра, больше не могла оставаться в стороне от проблем социальной жизни, встававших тогда в сознании ингушского общества.

Боков обратился к самой глубокой проблеме той эпохи, в которой ингуши оказались в заметной роли, приведя большевиков к победе советской власти на Северном Кавказе. В то трагическое время гражданской войны 1918-1920 годов прошлого века все малочисленное население Ингушетии приняло самое активное участие в противостоянии белогвардейским дивизиям, что непременно усиливало интерес коренных жителей к спектаклю об их героическом прошлом. Судьбы истинных народных героев всегда вызывают у их потомков душевные переживания. На этой волне дебют спектакля «На заре» имел огромный успех, и не только у ингушских зрителей, но и у большого количества любителей театрального искусства Чечено-Ингушетии.

Премьера спектакля «На заре» состоялась в день 90-летия со дня рождения В. И. Ленина. Зал районного Дома культуры был переполнен зрителями. Спектакль прошел успешно! В августе 1960 года пьеса «На заре» была показана на Втором республиканском смотре художественной самодеятельности в Грозном, и народный театр был удостоен диплома второй степени. Восемь исполнителей ролей были награждены грамотами. Спектакль с успехом прошел, помимо Назрани, в селениях Кантышево, Пседах, Сагопши, на сцене Чечено-Ингушского драматического театра имени Ханпаши Нурадилова, три раза транслировался по республиканскому радио. Руководство Министерства культуры ЧИАССР и областного совета профсоюзов работе Ингушского народного театра дало высокую положительную оценку. В этом же году в Нальчике на выездном заседании Всероссийского театрального общества заместитель председателя в своем докладе отметил, что на Северном Кавказе имеется единственный народный театр, который работает на национальном языке, — это ингушский народный театр села Назрань.

Многим народным театрам творческую помощь оказывали профессиональные театры и Всероссийское театральное общество, где в 1959 году был создан методический кабинет народного театра. Театральные деятели без раскачки принялись активно изучать деятельность таких театров, разрабатывать методические пособия и проводить семинары по подготовке режиссеров. На одном из таких семинаров в конце 1960 года в Ростове-на-Дону был Ахмет Боков, где ему посчастливилось видеть и слышать главного писателя Союза ССР, лауреата Нобелевской премии по литературе Михаила Шолохова. Там же у него завязалась дружба с московским театральным критиком, будущим профессором искусствоведения Дмитрием Брудным. В то далекое время он являлся корреспондентом газеты «Советская культура». Сам режиссер, имеющий театральное образование и профессию артиста разговорного жанра, играл во всех постановках, в том числе и в первом им поставленном спектакле «На заре».

Конечно, положительные оценки давали стимул работать еще лучше и плодотворнее. Однако отсутствие пьес на ингушском языке работу ингушского направления на время прервало.

Успех заразителен, и уже в августе 1960 года в народном театре происходит пополнение. К уже действующей ингушской труппе была присоединена недавно созданная русскоязычная труппа, в которую вошли люди различных профессий и возрастов. Это педагог назрановской школы Людмила Секачева, директор назрановской музыкальной школы Лидия Рамун, преподаватели Назрановского сельхозтехникума, фельдшер В. Колосков. Всего в труппе было задействовано более тридцати актеров. Всецело народный театр, встав на «рельсы», большой интернациональной командой двинулся штурмовать новые высоты. Самодеятельные артисты были преисполнены желания радовать своих зрителей новыми постановками.

Знакомя своих зрителей с классическими пьесами, Ингушский народный театр поставил множество пьес. К их числу можно отнести спектакли «Вольные мастера» З. Дановской, «Предложение» и «Хирургия» А. Чехова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Годы странствий» А. Арбузова, «Барабанщица» А. Салынского, «Двадцать свадеб в один год» Ю. Петухова, «Айшет» У. Юсупова. Каждая премьера имела аншлаг и пользовалась заслуженным вниманием у зрителей. Несомненно, театральные постановки народного театра являлись культурным событием не только района, но и Чечено-Ингушской АССР в целом.

В статье «Потомкам в наследство» (газета «Сердало» № 52 от 18 апреля 2006 года) известный журналист Ахмет Газдиев пишет: «Особняком стоят в биографии первого народного писателя Чечено-Ингушетии А. Х. Бокова 60-е годы. В самом их начале период активного литературного творчества совпал с работой писателя в Ингушском народном театре Назрановского района. «Для меня три года, прожитые в Назрани вместе с народным театром, — сказал мне когда-то Ахмет Хамиевич, — остались самой счастливой порой в жизни»...

В 1974 году, будучи доцентом Чечено-Ингушского университета, Ибрагим Дахкильгов в своей статье «В творческом поиске» пишет: «Давнишняя любовь А. Бокова — театр. Это она привела сначала в театральную студию и школу киноактера, а затем на сцену Ингушского народного театра, где в 1960-1962 годы он был главным режиссером. Любовь к театру пробудила в актере и режиссере драматурга, помогла написать множество одноактных пьес, очень веселых и озорных. Боков поставил тогда немало спектаклей, но наибольшим успехом у зрителей пользовалась комедия «Бачеи цун истийи» («Бача и его жены»), в которой автор и режиссер исполнял и заглавную роль».

Комедию «Бача и его жены» в начале 60-х годов смело можно было назвать «комедией нравов», где на сцене появлялись современные ингушские типы молодых людей, с их комизмом в забавных ситуациях. Больше всего поражает то обстоятельство, что Боков сохранил, насколько это было в его силах, очарование ингушского языка. Именно это качество делает пьесу «Бача и его жены» национальным шедевром. Комедия поражает нас сверканием образов и оригинальностью остроумных и веселых фраз. Народная молва, которая пошла после многочисленных показов комедии, стала доносить, что в Назрани о случаях многоженства стали забывать. Социалистическая мораль общественно порицала этот пережиток прошлого, и это порицание, как правило, заканчивалось обсуждением на общем собрании, что было не так эффективно. Но то, что сделала сцена с ингушским обществом, — факт бесспорный. Бача в исполнении самого автора пьесы, настолько стал нарицательным, что как только речь заходила о многоженстве, то все девушки вспоминали злополучного Бачу и наотрез отказывались выходить замуж второй, а тем более третьей женой. Таким влиянием в то время обладала театральная сцена. И сейчас она не утратила своей силы, если пьеса обращается к самым глубоким проблемам своей эпохи.

Журналисты Дугурхан Кодзоева и Хусейн Плиев в своей статье «Жизнь в театре — всего один сезон, а сезон — это целая жизнь» (газета «Ингушетия» от 10 апреля 2014 г.) писали: «Спектаклей, поставленных Ингушским народным театром в те годы, было не мало, и каждая постановка жила долго и счастливо в народе, пока следующая не затмевала ее. Заслуга народного театра велика и неоценима хотя бы в том, что он сумел уберечь искрящиеся традиции ингушского театрального искусства и передал непогасший свет рампы Ингушскому государственному драматическому театру».

Готовя эту статью, обратился к Государственному архиву Ингушетии, архивам министерств и ведомств с запросом о предоставлении каких-либо дополнительных сведений, о пройденном пути Ингушского народного театра, но, к моему великому сожалению, таковых сведений в наличии не оказалось. И мои слова в этой статье, в конечном счете, превратятся в пыль, если мы на государственном уровне, а не в нашей народной памяти, которая вместе с ее носителями растает, как снежный сугроб, не сумеем должным образом поставить отметку в нашей ингушской истории театрального искусства и культуры в целом.

Думаю, что меня горячо поддержат ценители театрального искусства, и не только, в вопросе установления мемориальной доски на здании, в котором в шестидесятые годы работал и блистал народный театр Ингушетии.

Ладимир Боков,

руководитель Центра по изучению литературно-культурного наследия народов Северного Кавказа

имени первого народного писателя ЧИАССР Ахмета Бокова