Ансамбль гармонисток «Сата»

Рая Евлоева: ставшая легендой при жизни

Рая была человеком доброй души и огромного благородства! Во всей ее жизни была одна тема — тема любви к национальному: к музыке, танцам. Она была многогранна: играла на гармошке, аккордеоне, фортепьяно, писала стихи, музыку, создавала сценические образы в танцах. Это о ней восторженно писала Рая Дидигова:

«То вьется гибкий стан аккордеона,

Фольклорный вырисовывая ряд,

Где смысловая глубина бездонна,

И за обрядом следует обряд;

То душу бередит фортепиано,

Даруя сочинения твои,

И образная зрится панорама

Сюжетов о судьбе и о любви...

Сливаются вновь с клавишами руки,

Чтоб виртуозной изумить игрой;

И, проникая в сердце, льются звуки,

Соединяя зрителей с тобой».

Рая безумно любила национальную гармонь. С гармошкой в руках она исколесила вместе с ансамблем «Вайнах» многие города страны и зарубежья. Однажды, после сильного удара, её гармошка разбилась. Для Раи это была трагедия. И снова мама оказалась рядом. «Я тебе куплю такой инструмент, на котором ещё никто не играл и не слышал», — успокоила её Кейпа. И к 25-летию своей дочери приобрела гармошку с золотистым корпусом у видного мастера музыкальных инструментов — Виктора Филатова из Орджоникидзе (Владикавказа). Он сделал всего три таких инструмента. А стоила она по тем временам очень больших денег.

С тех пор Рая уже не расставалась с этим подарком — с национальной гармонью, и теперь уже виртуозная игра в руках мастера искрилась золотом мелодии и цвета. Она играла проникновенно, лирично, возвышенно. Не просто играла, а общалась с каждым из своих слушателей звуками мелодии и струнами души.

Несмотря на плотный график работы в различных ансамблях и коллективах, Рая начала работать в музыкальной школе г. Назрани по классу национальной гармоники. Она, как никто другой, ощущала острую нехватку гармонисток и понимала, что их необходимо готовить. Рая вырастила три коллектива ансамблей гармонисток «Сата». Каждый свой коллектив девочек она помнила до конца жизни, наиболее талантливых не забывала никогда. Они учились в музыкальной школе, занимались индивидуально и становились для Раи чуть ли не членами её семьи. Её жизнь была вплетена в народное искусство. И не было для неё понятия выходных и праздничных дней. Ее гармонистки выигрывали конкурсы и становились лучшими.

Порой, играя на диатонических гармошках без полутонов («Казань»), они добивались высоких результатов и выигрывали призовые места у соперниц, имевших самые дорогие по тем временам инструменты. Так их готовила Рая. Или лучше всех, или никак! Выбора не было. И девочки играли, лихо растягивая меха гармошки и вызывая восторг публики. Самым строгим жюри для них была Рая. А она, бывало, стоя за кулисами, не могла сдержать слез радости и счастья за очередной успех и огромной досады за то, что не могла приобрести для своих девочек хорошие инструменты.

Её воспитанницы работают сегодня во многих коллективах, в том числе и не музыкального направления. «Рая всегда была доброй и требовательной. Как мама. Она умела доходчиво объяснять. Душу вкладывала в каждого. Рая замечала талантливых, способных, вдохновляла их и очень быстро выводила на сцену. Меня, в 5-летнем возрасте, она ввела в программу гастролей. Мы ездили на праздники, отмечали юбилеи писателей, поэтов», — говорит Фатима Гагиева, сотрудник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Ахриева.

Воспитанницы Раи и сейчас играют в музыкальных коллективах самых разных городов.

«К сожалению, многие талантливые девочки выбирают другие профессии, и происходит это в силу разных обстоятельств. Жизнь диктует свои правила», — сказала как-то Рая. И радовалась, что есть и те, кто продолжил её эстафету. Мадина Султыгова играет в детских ансамблях, в Доме народного творчества. Играют на национальной гармошке Марина Дзейтова, Марина Экажева, Мадина Костоева, две сестры Халмурзиевы и многие другие.

А как она дорожила ими и берегла их! Она была им мамой, другом и незаменимым наставником. Сегодня они с благодарностью ценят это. Из числа гармонисток группы «Сата» Рая дорожила наиболее талантливыми. Одной из них была Хяди Бекова. Хяди уже в 5-летнем возрасте стала мечтать о гармошке. Играла, ночами не спала. Как-то пришла Рая в школу для отбора детей в свою группу и, послушав её игру, тут же записала их с сестрой в группу начинающих гармонисток «Сата».

В последние годы жизни Раи Хяди долгими вечерами общалась со своим Учителем. «Ты должна продолжить эстафету. Должна обучать наших девочек игре на национальной гармошке, — сказала ей Рая. — Знаю, что это непросто, но пойми: так надо».

Эти слова стали как бы заветом для Хяди Бековой. Сегодня она продолжает традицию и работает с группой гармонисток. «Я играю на гармошке, которая принадлежала Рае Евлоевой», — говорит Хяди и, развевая меха гармошки с золотистой оправой, играет мелодии Раи (мы так их любя вспоминаем).

Для человека, достигшего такого высокого уровня в своём деле, как Рая Евлоева, благое дело — ученики, которые продолжат традицию. Мы видим и слышим их. «Очень много девочек желает играть на гармошках. И это радует, — говорит сегодня Хяди и с огорчением продолжает: — Нет инструментов. У меня в группе 17 девочек, но всего три гармошки. Я уверена, что и другие ученики Раи создали бы группы гармонисток, но нужны инструменты».

Нужно поддерживать таких энтузиастов, особенно сегодня, чтобы не прервалась связь поколений. Ведь это наша традиция, это наши мелодии. И кто как не мы должны их играть на ингушской национальной гармошке?!

Рая была человеком огромной энергии и души, честности, любви к искусству и любви к людям. Её жизнь, положенная на алтарь национальной музыкальной и хореографической культуры, ещё долго будет служить народу.

(Продолжение следует)