Познавая мир через искусство наших бабушек

С каждым годом растет число учащихся, увлеченных ковроткачеством

О том, как ингуши издревле готовили войлок и вручную делали ковры, Хади Муталиева узнала из рассказов старших, но еще ближе познакомилась с этим искусством в своей новой школе «Образовательный центр Магас», когда стала наблюдать за работой с войлоком, как говорится, вживую.

Вполне серьезно заинтересовавшись этим старинным ремеслом, девочка вместе со своими сверстниками стала активно посещать дополнительные занятия и, как она сама выразилась, нисколько не жалеет об этом.

Хади родилась в селе Экажево и выросла в многодетной семье, где воспитанию и образованию детей придавали большое значение. Вечерами часто в детстве девочка, затаив дыхание, часами могла слушать бабушек и дедушек, когда они рассказывали о своей юности и приводили интересные моменты из истории ингушей.

Вот и на этот раз, узнав о том, что в школе-гимназии города Назрань будет проходить конференция «Я познаю мир», Хади увлеченно стала готовиться к ней. И не просто готовиться теоретически, а стала брать тематические консультации у известных этнографов, историков и художников нашей республики, которые могли ей не только рассказать, но и на наглядных примерах и образцах показать художественную культуру нашего народа с богатыми историческими корнями.

Во время поисков нужной информации и людей, увлеченных монографическими раскопками седой древности ингушей, Хади по совету многих научных работников познакомилась с доктором исторических наук, этнографом Зейнеп Дзараховой, которая всецело поддержала интерес девушки к народному искусству ковроделия и оказала ей неоценимую помощь в подготовке к данному мероприятию.

И, несмотря на то, что Хади к этому времени уже хорошо освоила эту тему, само участие в такой серьезной конференции — это было нечто волнующее для ещё неокрепшего воображения девушки. Тем не менее, доклад её, построенный на реальных событиях, стал для многих участников слёта настоящим открытием и был высоко оценен организаторами.

Для более полного представления заданной темы хочу привести нашим читателям небольшой отрывок из этого доклада: «Войлок (по-ингушски — ферт) — это сваленная овечья шерсть. У ингушей издревле широко было развито овцеводство, поэтому шерсти было много. Из шерсти делали различные вещи, но в основном производили войлок, который использовался ингушами в традиционных обрядах. Более того, войлочные орнаментальные ковры считались основными составляющими приданого невесты.

В день свадьбы, перед вводом невестки в дом жениха, у порога клали «нув-ферт» (войлок с веником), как пожелание новому члену семьи чистоплотности и изобилия в жизни.

В честь новорождённого ребёнка также в старину дарили войлочные коврики с символическими рисунками, в основном для таких целей на полотне изображались благодатные птички.

«Хетта ферт» — так называли наши предки орнаментированный войлочный ковер, на котором знаками изображали какую-то историю. Солярный знак говорил о вечном движении, волны и зигзаги — о реках, точки — о засеянном поле. Симметричные рисунки — о том, что жизнь идет мирная. Асимметричные говорили о тревоге и войнах. Вот какие тайные секреты таят в себе эти узоры!

А вот одноцветный войлочный ковёр, рамку которого могли вышить шерстяными нитками другого цвета, чаще всего называли «истинг». И название это, по мнению многих ученых, произошло от того, что такие ковры обычно предназначались для родных и близких женщин, а слово «женщины» в переводе на ингушский язык будет «истий».

С войлоком, да и вообще с изделиями из шерсти, связывали изобилие. Считалось, что если в доме имелись различные вещи из войлока, то домочадцы этого дома любят труд и могут жить обеспеченной жизнью.

Из войлока ингуши изготавливали ковры различных размеров (настенные, напольные, молитвенные), а также делали войлочные постельные принадлежности, вполне сносную одежду и обувь. Ими покрывали почетные кресла и комнаты для гостей.

Необходимо отметить, что в древности почти в каждом ингушском доме умели делать войлок. Но некоторые мастерицы отличались своим художественным вкусом и фантазией. К таким мастерицам все относились с почтением и уважением».

Вниманию слушателей юная исследовательница представила не только словесную работу, но и показала уменьшенные модели войлочных ковриков, один из которых назывался «Фалхан».

Демонстрируя эту рукотворную красоту, Хади Муталиева в подробностях рассказала об орнаментах, которые были изображены на представленных ею образцах в виде турьих и бараньих рогов, древа жизни и т. д.

Но не менее важное значение придала она в своей работе исследованию старинных методов и способов получения различных красок и оттенков, которые предназначались для окрашивания отдельных деталей.

Дело в том, что из грецкого ореха в то время получали табачный цвет. А оранжевый цвет получался путем вываривания корней мистдаарг (барбарис). Причем в зависимости от времени кипячения корней барбариса могли получать оранжевый, красный, коричневый цвета. Также краски готовили из отвара коры дуба, шелухи лука, ботвы картофеля и других корнеплодов.

Необходимо отметить, что главное для Хади Муталиевой на данном мероприятии было преодолеть барьер и выступить на конференции. И по реакции всех участников и мнению жюри было видно, что ей это удалось.

После окончания конференции взволнованная таким вниманием девушка сказала, что для неё это было не просто участие в научно-практической конференции, это был шаг, сделанный в научном направлении с тем, чтобы узнать что-то новое из художественной культуры народа, открыть то, что не было известно ей самой до этой поры. Её успешное выступление оценили участники секции по этнографии, и сама она получила от этого огромное удовольствие.