Средневековая Ингушетия

Святилища, храмы, мечети горной Ингушетии

Горский ребенок из окна жилой башни видел, прежде всего, небольшой двор и затем необъятную громаду скалистых гор с лесами и террасами полей. Горы вздыбились до самого неба, почти заслонили его. И в этом мире ему предстояло жить. Как могла сложиться его судьба?

Оползни, камнепады, землетрясения, разливы рек и десятки других опасных неожиданностей всегда подстерегают горца. Невольно будешь искать помощи у любых сил. И средним векам люди «заселили» свои горы богами, духами, душами предков, которые помогали верить, надеяться и жить в таких суровых условиях. Трудности каждого дня не могли согнуть горцев. Наоборот, если последовать за сюжетами местных сказок и событиями нарт-орстхойского эпоса, то станет ясно, что горцы жили насыщенной опасностями, но интересной жизнью, в которой труд сочетался с умением оглянуться, пофилософствовать и чуточку помечтать.

Десятки сохранившихся средневековых памятников с достоверностью указывают на очень сложные верования горцев в «языческую» пору их истории. Довольно рано в истории региона появились и специальные постройки, созданные для молений. В горах до сих пор сохранилось много сооружений, посвященных конкретным божествам.

Наиболее простым видом святилищ являются столпообразные четырехугольные колонны — тумбы с нишами, обращенными к югу. Их называют «сиелинг». Они и сейчас еще стоят у селений Эрзи, Оздече, Эгикал, Ний, Цизды. Такие святилища сооружались на окраине селения. Они встречали путников и провожали их в дальнюю дорогу, являясь своеобразным залогом счастливого возвращения в родное село. Сиелинги охраняли не только обиталища живых. Их ставили и у входа на кладбища.

На Столовой горе (Мят-лоам) некогда проходили большие моления. Ингуши поднимались сюда по тропинкам из Солнечной долины Арм-хи. Здесь было три святилища: «Сусон-дэла», «Мятер-дэла» и «Мят-Сели». Первое из них уже к 1925 году, в период интенсивной борьбы с религиозными «пережитками», было разрушено. Второе — «Мятер-дэла» — представляло собой небольшое здание с двухскатной ступенчатой кровлей в семь ступеней. Над входом в святилище имелось узкое вертикальное оконце, фасад украшали рога оленей. Внутри в специальные ниши возлагались приношения. Это небольшое святилище может служить определенным образцом архитектуры ингушских святилищ, разница между которыми заключалась лишь в деталях интерьера.

Святилище «Мят-Сели» — более крупное здание с двухскатной ступенчатой крышей, украшенной коньком из белых камней. Архитектура здания лаконична и строга. С боковых сторон в него ведут два входа, каждый завершается аркой, замкнутой камнем треугольной формы, над ними прорезаны узкие световые щели. Внутри помещение перекрыто ложным сводом: камни противоположных сторон приострены и до самого верха постепенно смыкаются, а арочная перемычка делит его на две части.

Особенно интересен культ богини Тушоли — весеннего божества, связанного с возрождением природы и плодородием.

Праздники в честь Тушоли проводились в марте-апреле. К этому времени в горы прилетал удод — красивая птица с хохолком на голове. Ее называли «Тушоли котэм» и никогда не убивали. Святилища богини находились у многих селений. В день молений жрец выносил небольшое изображение Тушоли. Хорошо известно одно, сделанное из дерева (высота около 70 см). На его лицо с продолговатым носом и глазами-прорезями была прикреплена металлическая маска. Считалось, что бездетные женщины, прикоснувшись к этой фигуре, смогут обрести здоровье и потомство.

Возле многих ингушских селений имелись святилища (элгыцы), построенные в честь местных божеств. Таковы «Эрдзели» в честь патрона селения Эрзи, «Морч-Сели» в честь покровителя селения Морч, «Тумгой-Ерды» у селения Тумгой.

Обследования некоторых святилищ позволили найти интересный материал. Это прежде всего кости жертвенных домашних животных и диких зверей, которые являлись дарами охотников, затем железные склепанные кресты, наконечники стрел и обломки ножей. Стрелы и ножи приносили охотники, а отдельные украшения — молившиеся женщины. Все предметы, которыми пользовались в святилищах, становились неотчуждаемым «имуществом» святилищ, их нельзя было выносить для своих нужд. Рассматривая эти археологические находки, можно сказать, что самые ранние из них относятся к 10-13, а поздние — к 17-18 векам. Так определяется время, когда могли строиться святилища и когда они наиболее интенсивно функционировали.

Также во многих отношениях интересен храм Тхаба-Ерды. Здание храма представляет собой одноапсидную постройку со скрытой в ее объемах алтарной частью. Пол здания был выстлан плитами небольших размеров. Ныне храм имеет двухскатную кровлю, хотя изнутри заметны следы четырех куполов, а были ли они вынесены наружу — неизвестно.

Тхаба-Ерды щедро украшен резным декором в виде карнизов, бордюров и других деталей, выполненных искусным мастером по мягкому известковому конгломерату. Время сильно попортило и барельеф храма, и камни с резьбой сохранились лишь частично, но и в таком виде скульптурная резьба здания полна очарования, характерного для средневекового искусства.

Если обойти храм со всех сторон, то можно увидеть отдельные кронштейны и камни с барельефами, а также каменные изваяния в виде голов каких-то животных.

Тхаба-Ерды уже вскоре после его возведения воспринимался местными жителями как обычное святилище. Здесь собирались жители окрестных селений Эгикал, Таргим, Хамхи и других. Как и в других святилищах, здесь приносили в жертву скот, а охотники приносили свои трофеи и оставляли стрелы. Иначе говоря, храм Тхаба-Ерды успешно выполнял функции весьма почитаемого элгыца.

В 14-15 веках к горцам начинает проникать ислам. О более интенсивном проникновении мусульманского вероучения можно говорить, начиная с 18 века.

С утверждением ислама в среде горцев если и не отошли в прошлое верования предыдущих веков, то они несколько изменились. Языческая основа стала приобретать вполне законченные правоверные формы. Со временем появились верующие, отбросившие многоликий пантеон языческих божеств во имя единственного для всех и единого в своей воле Аллаха, в соответствии с богословскими предписаниями Которого они и строили свою жизнь. Эти люди стали покорными, преданными Ему мусульманами.

В странах ислама с 16 века было запрещено изображать живые существа. Такое предписание привело к развитию орнаментального искусства. Расцвел не только растительный узор с виртуозным переплетением веток, цветов и листьев, но и так называемый эпиграфический орнамент — изумительные по тонкости прориси сплетающихся арабских букв. Они образуют коранические слова и изречения и часто ничего не означают, лишь подражая буквенной графике.

Мусульманское правоверное население не могло обходиться без мечетей — специальных молитвенных домов. Мечеть — это не только помещение для молитвы, но и своеобразный дом общественных собраний. Здесь зачастую решались важные вопросы местной жизни. Здание, предназначенное под мечеть, специальным образом не освящалось. Единственное необходимое условие, — оно должно было стоять возле родника или бассейна с водой, так как в храм входили после соответствующего омовения. У входа в мечеть оставляли обувь и далее шли по коврам, приглушавшим шаги. Обычно ковры являлись приношениями прихожан. Никаких изображений внутри мечетей не допускалось, ничто не должно было отвлекать от молитвы.

Мечети — показатели правоверности мусульманских стран, и страна горцев стала входить в их число.

Как видим, каждый период истории ингушей оставил в зодчестве нечто свое, неповторимое.

Фариза Кариева,

ГКУ «Джейрахско-Ассинский государственный

историко-архитектурный и природный музей-заповедник»