За кулисами

Театр жив и востребован во все времена

0
Народный артист Республики Ингушетия, мастер сцены Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина Магомед-Башир Костоев

Магомед-Башир Магомед-Гиреевич Костоев, народный артист Республики Ингушетия, мастер сцены Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина. В коллективе его ценят как талантливого режиссёра и актёра, молодые видят в нём опытного наставника.

Профессионально состоявшийся, творчески инициативный, обладающий большими способностями, способный к анализу и умеющий грамотно организовать творческий процесс, — говорят о нём коллеги. Кроме того, он прекрасно владеет ингушским языком и является автором ряда переводов.

Когда родители Магомед-Башира Костоева в 1957 году вернулись из Казахстана на родину, он был еще грудным ребенком и поэтому знать, через какие трудности им пришлось пройти, он, конечно же, не мог. Но Магомет-Башир прекрасно помнит, как вместе с соседскими пацанами и девчонками ставил свои первые театрализованные постановки и развлекал, пусть и маленькую, как им представлялось тогда, но вполне серьёзную аудиторию, которая состояла из бабушек, мам и уличной детворы.

В 1974 году, по окончании школы в селении Нижние Ачалуки Малгобекского района Чечено-Ингушетии, знакомый отца предложил показать нацеленного на творчество Магомед-Башира режиссёру Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Нурадилова Мималту Солцаеву. Эта встреча стала началом его творческой биографии. Юноша поступил в Краснодарский институт культуры на театрально-режиссёрское отделение.

Это была замечательная школа. Маститые руководители — заслуженная артистка РФ Лидия Владимировна Воробьёва и известный актёр Владимир Сергеевич Коротько — своей открытостью, добротой и искренностью располагали к себе студийцев. Особенно внимательными они были к Магомед-Баширу. Именно с их поддержки юноша преодолел все комплексы и стал раскрываться и как личность, и как будущий актёр и режиссёр. Они всегда говорили ему: работай над своей национальной темой, тогда у тебя всё получится. Так оно и вышло.

В 1978 году дипломированный артист и режиссёр вернулся в Грозный, куда к тому времени переехали родители. Но с работой в театре сразу не получилось. В министерстве культуры молодого специалиста взяли на должность методиста-инспектора, в задачу которого входила проверка республиканских общественно-культурных заведений. Это была прекрасная возможность получить опыт работы в области культурного пространства.

Потом была служба в армии, которая проходила в Германской Демократической Республике. Магомед-Башир для себя чётко решил, что никакого творчества в армии не будет, только чисто военная подготовка. Но армейское руководство решило иначе. Увидев диплом актёра, они направили его в армейский клуб. Отслужив здесь пару месяцев, Магомед-Башир всё же написал рапорт о переводе его в часть. Однако к работе в клубе он так и остался привязанным. Сюда на службу прибыл его земляк и коллега по актёрской школе Батыр Доскиев, выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Армейская дружба сплотила ребят, и по возвращении домой в 1981 году они вместе вышли на работу в Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова.

Потом пошли тяжёлые, перестроечные для всей страны и для театра времена. Распалась Чечено-Ингушская республика. Перестали финансировать образованный в 1988 году ингушский театр. Актёры выживали кто как мог.

— В 1991 году в театр пришёл Иса Чахкиев, — вспоминает Магомед-Башир. — Очень настойчивый и инициативный в своём деле. Он стал потихоньку собирать актёров, разбежавшихся по всей стране и за её пределы. Здание ингушского театра в Грозном стало своего рода центром общения ингушской интеллигенции. Здесь собирались все, кого мало-мальски волновали проблемы будущего ингушского народа, в том числе и ингушского театра.

— Потом была создана молодая Ингушская республика, произошли трагические события 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии. Молодая республика ещё не сформировалась как государственность, а уже столкнулась с массой нерешенных проблем. И в этих условиях театр переезжает в Ингушетию. Здания своего нет, хотя, впрочем, его нет и сегодня, к тому же ещё куча нерешённых проблем. Но в театре самоотверженно и преданно продолжали работать известные мастера сцены Магомед Цицкиев и Магомед-Гири Хадзиев. Глядя на них, многие актёры просто-напросто не могли никуда уйти, не могли всё бросить, хотя хотелось многим, и не раз. Это было бы предательством по отношению к нашим мэтрам. Так многие и остались здесь. В том числе и я. И первый же спектакль «Народ бессмертен» В. Хамхоева, режиссер М. Цицкиев, показал что театр жив и востребован. Зритель пришёл, поддержал, показал, что он принимает нас. Несмотря ни на что, народ жив и готов идти в будущее. Это были годы, полные тревог, забот и надежд.

Сегодня для театра наступила другая пора — пора творческой зрелости. А это, поверьте, случается не с каждым театром.

На сцене актёр Магомед-Башир Костоев неповторим, говорят его коллеги. Внешне все его герои похожи друг на друга, но в каждом образе он совершенно другой человек, со своим характером и индивидуальностью. Но, как говорит сам Магомед-Башир, ему понятны и близки мысли и чувства своего героя, даже если он чужд по своим убеждениям и принципам самому актёру. Но такое преображение достигается не само по себе. Причина в самом актёре, в его профессионализме, в острой наблюдательности, в неиссякаемом интересе к герою, которого он играет, и, что немаловажно, в особенностях его художественной индивидуальности. Если искать точное определение, то это способность глубоко постигать природу драматургии, умение передать психологическое состояние героев предельно достоверно и убеждённо.

Есть в трудовой биографии Костоева и профессионально проделанные режиссёрские работы. Это пьеса «Мой мальчик» Саида Чахкиева, рисующая картину жизни советского колхоза в привычном для того времени идеологическом ракурсе. Герои, одержав победу над злом, остаются с верой в счастливое будущее. Пьеса «Бунт невесток» Саида Ахмада, которую в своё время ставил режиссёр-постановщик Руслан Хакишев. Новая постановка «Сыновей Беки» Ахмета Бокова, которая прошла в феврале текущего года и была встречена зрителями с большим восторгом.

Магомед-Башир Костоев награждён почетной грамотой Главы Республики Ингушетия. Он член Союза театральных деятелей, принимает активное участие в общественной и культурной жизни театра, является инициатором и участником многих творческих мероприятий, имеет многочисленные награды и грамоты от Министерства культуры РИ и руководства театра.

Добавить комментарий

Новости