Новый взгляд

В Ингушском ТЮЗе состоялась премьера спектакля по драме А. Н. Островского «Гроза»

Как отметил главный режиссер Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Ахмед Льянов, он впервые воплотил мечту актеров-кукольников сыграть в живом плане русскую классику на родной сцене. Первым экспериментальным опытом стала работа над спектаклем «Гамлет» У. Шекспира, которая прошла в 2011 году на сцене Ингушского театра юного зрителя.

В зале, помимо основного зрителя, а это учащиеся старшего школьного возраста республики Ингушетия и студенты Северо-Кавказского топливно-энергетического колледжа имени Цурова, присутствовали министр культуры и архивного дела республики Микаэл Базоркин, представители подведомственных организаций, коллеги и любители театрального искусства.

Директор театра М. Хадзиев поприветствовал гостей и представил им новую интерпретацию пьесы Островского «Гроза», удачно воплощённую на сцене актёрами ингушского кукольного театра.

— Многие и по сей день считают пьесу Островского одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии и задаются вопросом, что такое «Гроза» — природное явление, душевное состояние главной героини или символ нарастающего конфликта, — сказал он. — И здесь нет однозначного ответа. Всё гораздо сложнее или точнее. И об этом вам скажут актёры нашего театра.

— Выбор спектакля «Гроза» Островского не случайный, — сказал главный режиссер Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Ахмед Льянов. — Произведение классическое, входит в школьную программу. Мы решили немного отойти от общепринятой школьной трактовки, где Катерина — луч света в тёмном царстве, а Кабаниха — причина всех бед, которая держит в кабале Катерину, Варвару, Тихона и всех жителей этого города. Эта постановка имеет новое прочтение, основным замыслом которого является стремление сохранить в людях все добрые начинания, идущие из поколения в поколения. Наша Кабаниха на сцене делает всё, чтобы отстоять традиции, обычаи, нравы русского народа. Она стремится удержать молодёжь от мнимой воли и свободы. Потому что, теряя свою идентичность, свои традиции, человек остаётся без почвы под ногами. Вот эту мысль, что если ты отказываешься от обычаев и традиций предков, то забудешь и свои корни, мы и постарались донести сегодня до нашей молодежи. Думаю, что у нас это получилось.

Надо отметить, что всё действие, а спектакль длился час и сорок минут, сопровождала музыка, автором которой является Т. Дзейтов, и хореографические постановки Х. Медовой. А куклы — Варвара, Катерина и Тихон — были удачно воплощены на сцене художником-сценографом Алексеем Митрофановым.

— Мне, наверное, повезло в том плане, что я связал свою судьбу с театром, — говорит Алексей Митрофанов. — А точнее — с театром кукол. Сегодня мы с коллегами постарались показать качественную постановку, с чем, думаю, зрители согласятся. Работа над спектаклем «Гроза» была очень заманчивой и интересной. К тому же это кукольный и драматический спектакль. Здесь удачно переплетены два театральных направления. И я с удовольствием принял в этом участие. Меня радует знакомство с новыми коллективами, с новыми постановками. Это другое отношение, другое понимание жизни, театра, другое видение. Мне это доставляет большое наслаждение.

Алексей Митрофанов из Набережных Челнов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, работает с куклами вот уже двадцать лет. На его счету более сорока спектаклей, в их числе немного немало — четыреста кукол, секретами изготовления которых он делится со своими коллегами из кукольных театров Волгограда, Воркуты, Самары, Ижевска, Грозного и т. д.

Премьера удалась. Это было заметно и по реакции зрительской аудитории, и по отзывам почётных гостей, в числе которых министр культуры М. Базоркин и коллеги из других театральных коллективов республики, которые поздравили с премьерой спектакля и высоко оценили работу режиссёра-постановщика, актуальность темы, качество и новизну самой постановки.