Горная Ингушетия

Вершина Гейкомд. Это наша древность! Это наша история!

В последнее время все больше приковывает к себе внимание горная Ингушетия, а вместе с тем и названия гор, склонов, поселений и даже строений. Казалось бы, естественный интерес не вредит действительности. Всё бы ничего, если бы авторы разразившихся фантазий в интерпретации названий гор и вершин обращались к истокам и основам горной топонимики древнего края, к имеющимся на сегодняшний день картам и названиям, зафиксированным в них не сегодня.

В горной Ингушетии сосредоточены памятники древности, уходящие в отдаленные исторические времена. Кавказовед-археолог Е. Крупнов отмечал, что «в Ассинском ущелье сосредоточенны памятники, датирующиеся...».

Однако есть природные объекты — горы, реки, склоны, которые являются ещё более древними свидетелями истории края. И к таким объектам относится череда гор, в том числе гора, которую в народе называли «Мехк лоам», то есть «Народная гора»; «Цей лоам», то есть «Священная гора», и её считали сакральной, так как на её вершинах и отрогах совершались народные моления, в силу которых верили все. «Глигви горой», то есть «Ингушской горой» называл эту гору грузинский историк и географ Вахушти Багратиони.

Топонимика сохранила названия гор и вершин. Сохранились предания, записанные значительно раньше; сохранились карты, на которых зафиксировано название горы «Гейкомд», как одной из вершин «Народной горы», то есть «Цей лоам», ещё в отдаленные исторические времена.

Однако без учета этих данных появляются публикации, посвященные придуманным «искажениям и фальсификации, допущенным... на территории горной Ингушетии в 1970-х годах, и которые не были выявлены и исправлены до наших дней». Выделенная мной цитата относится к публикации «Гора «Гейкомд» — осмысленное искажение топонимики горной Ингушетии», распространенной в электронных СМИ. Далее автор той же статьи пишет, что после проведенного анализа он вместе с группой людей пришел к выводу, «что в период создания Государственного природного заказника федерального подчинения «Ингушский», утвержденного 7 января 1971 года Распоряжением СМ РСФСР № 36-р (Приказ Главохоты РСФСР № 22 от 22 января 1971 года), в Чечено-Ингушетии работал некий Гейко М. Д., сознательно допустивший значительные искажения и неточности в обозначении ряда местностей горной Ингушетии, которые в дальнейшем легли в основу картографических материалов, публикуемых по сей день, как первоисточник». Но фантазия автора уходит дальше: «среди его коллег... не было ни одного ингуша, а представители соседних народов явно присутствовали» (?).

Все бы ничего, если бы эти надуманные газетные строки не легли в основу для аргументации в публикациях авторитетного историка, который без учета топонимики горного края, без учета картографических данных, просто копирует газетную публикацию и «закрепляет» словами: «Так без ложной скромности Гейко М. Д. увековечил своё имя в названии горы». Какую бы цель ни преследовали публикации, они должны, прежде всего, иметь веские аргументы, тем более когда речь касается народных святынь и древности.

А между тем расположенная в Джейрахском районе гора «Гейкомд» является общенародной, вершиной гряды Цай лом (Ц1ей лом). На сакральных вершинах этих гор и их отрогах в древности находились общенародные святилища, где проходили общенародные моления. И значились эти вершины как общие для всего народа. Святилища, находящиеся на вершинах, согласно исследованиям археолога М. Б. Мужухоева, относятся к Х-ХI вв. Как правило, их строили на труднодоступных вершинах гор. Вместе с М. Мужухоевым эти места некогда исследовал и историк-краевед Р. Куркиев.

Информация о том, что наименование «Гейкомд» было дано неким М. Д. Гейко, который находился в горной Ингушетии в 1971 году, не соответствует действительности. Он не являлся картографом и не имел отношения к названию горы. Не имеет никакого отношения к вопросу о горе «Гейкомд» «Приказ...», приведённый им же в своей публикации. Эта вершина задолго до 1971 года уже имела это название.

Гора Гайкомд обозначена под наименованием «г. Гял» на «Топографической карте левого фланга Кавказской линии» из Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) 1840 года. Также эта вершина упоминается на «Топографической карте левого фланга Кавказской линии» из Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) от 1841 года под названием «г. Гяй». Гора Гайкомд обозначена как «г. Гай-Комд» на «Топографической карте пятиверстке Кавказского края» (издание кавказского военно-топографического отдела (РГВИА) 1877 года.

В народе эту вершину называли ещё и «Гал корт». Сохранилось и другое название вершины — «Кхейк матт», то есть «Место моления», с которого открывался горизонт восхода солнца. Возможно, из-за фонетического созвучия «Гал корт», «Кхейк матт» название горы было записано как «Гайкомд». То есть совершенно очевидно, что «Гайкомд» — это ингушское слово, записанное картографами в 1877 году со слов местных жителей и не преднамеренно искажённое из-за незнания ими ингушского языка.

Большую работу по изучению топонимики края ведет исследователь М. Гандаров, огромную работу в поисках материалов, в том числе различных картографических изданий, проводит Б. Газиков. Издание работ этих ученых открыло бы завесу над многими вопросами, так или иначе возникающими у многих людей.

Сегодня в горной Ингушетии развивается альпинизм. И по-прежнему альпинистов и гостей республики пленяет своей красотой и загадочностью вершина с древним ингушским названием «Гайкомд» (Гейкомд).

Это наша древность! Это наша история!