И это все о нем

Основатель боевого искусства «ШодСанЛат» Магомед-Гирей Сукиев

0
Магомед-Гирей Сукиев

— Магомед-Гирей, приветствую тебя, ну и, как ты догадываешься, речь пойдет не только о твоем спортивном прошлом и настоящем, хотя начнем именно с этого. В детстве я, как и все мои сверстники, пытался заняться спортом. Но ни тогда, ни, тем более, позже, спортсмена из меня не вышло. Обожаю бокс, но... по телевизору. Что мне помешало стать спортсменом? Ответ лично для меня очевиден — банальная лень. А как думаешь ты, что большинству людей мешает дружить со спортом, и какие качества необходимы человеку, чтобы занятия спортом стали для них нормой жизни?

- За многих ты уже ответил сам. Лень — универсальный яд. На самом деле все гораздо сложнее. Если человек не осознает необходимость в занятиях спортом, будь он трижды «герой труда», он не будет заниматься спортом. Возможно, ты обратил внимание на эмблему ШодСанЛат, в ней есть элемент, напоминающий солярный знак (как на ингушском флаге), только состоящий из трех частей и символизирующий три ипостаси человека: Дух, Разум, Тело. Так вот, чтобы человек занимался спортом, необходимо, чтобы эти три категории от него этого «потребовали». Однако, занимаясь боевым искусством, а не просто спортом, человек еще и создает устойчивую «обратную связь», то есть гармонизирует эти человеческие ипостаси. Кстати, многие не понимают разницы между боевым искусством и спортивным единоборством. Это два разных мира. Первое может породить второе, но обратного процесса быть не может. ДНК разные.

- Большинство из нас считают, что всё предначертано свыше, и в этом есть рациональное зерно. Есть и другая категория — люди, которые живут сегодняшним днем, не особо уповая на «завтра». Иные считают каждый час и миг, дорожат любой мелочью. Какие из них ближе тебе по духу?

- Мне нравится, когда и то, и другое «в одном флаконе». Совсем не обязательно, чтобы эти две категории противоречили друг другу. Скажу, пользуясь твоей лексикой: вне всякого сомнения — «все предначертано свыше», но именно поэтому надо «считать каждый час и миг, дорожа любой мелочью».

- Не собираюсь льстить, но ты человек уникальный: два высших образования. Выпускник ХАИ им. Н. Е. Жуковского, ф-т СУЛА (1985 г.) Офицер ВВС в запасе. В прошлом: инженер-конструктор, начальник КБ, командир спецподразделения, инструктор парашютно-десантной подготовки. 37 лет занимаешься боевыми искусствами и единоборствами, доцент и почетный профессор Казахской академии спорта и туризма. Тренер-преподаватель. Увлечения: поэзия, философия, психология. И это всё о тебе...

- Нет, не обо мне. О щедрости Всевышнего!

- Но ты еще и создатель целой философии в спорте. Когда ты загорелся желанием создать свое детище «ШодСанЛат». Это твои амбиции, желание пропиариться, во что мне верится с трудом, или это патриотизм? И что такое «ШодСанЛат» в твоем понимании?

- Если бы я шел на поводу своих амбиций, то я бы шел другим путем, более выгодным и гарантированным на успех. Мог бы продолжить служебную карьеру, которую я начал с полковничьей должности еще в 1993 году. Возможностей утолить амбиции было достаточно. Пиар? Ты сам сказал, что не веришь. Ингушский «яхь» у меня в крови, но к мотивации создания ШодСанЛат, он не имеет отношения (он имеет отношение к моей борьбе с упорством обреченного за право ШодСанЛат на жизнь). Все очень просто, я по образованиям, как ты уже отметил, инженер-конструктор, офицер, преподаватель и тренер. И это совпало с моими призваниями и с тем, что я люблю делать в этой жизни. Я генетически предрасположен к изобретательству. Опять — ДНК (смеётся). А ШодСанЛат, в моем понимании, — это ШодСанЛат. Все сублимировано в его названии.

«ШодСанЛат» — не просто боевое искусство, не просто выверенные и четкие удары, а философия жизни. Это — четко ориентированная на ингушский менталитет стратегия и концепция развития нашего народа. Любая область жизнедеятельности человека соответствует определенным математическим законам, законам движения, которые работают вне нашего участия. И когда мы их осознаем и создаем структуру, начинаем двигаться намного быстрее к намеченной цели, меньше допускать промахов.

Кстати, один из переводов с ингушского слова «шод» — узел. То есть, если мы сейчас оставим в стороне все расшифровки «ШодСанЛат», как боевого искусства, а возьмем другие грани жизни нашего общества, то «шод» — это та же категория социальная, политическая. Не зря же говорят «узел противоречий», «узловая проблема». Так вот, «ШодСанЛат» надо рассматривать как математическую формулу, — говорит Магомед-Гирей Сукиев. — Это, своего рода, образ жизни, метод воспитания подрастающего поколения, как это было, скажем, в монастыре Шаолинь. В случае же с «ШодСанЛат» речь идет о том, чтобы подростки не только учились боевому искусству, но получали знания, формировали характер, учились строить взаимоотношения с окружающими их людьми, быть почтительными к старшим, давать отпор наглецу, уважать женщину. Если коротко — становились высокообразованными, воспитанными людьми, нацеленными на построение будущего нации, республики.

- Наша встреча в гостях у бывшего замминистра МВД республики Мурада Оздоева запомнилась репликой его юного племянника Микаила. Послушав твою речь, мальчик без всякой иронии произнес: «Смотри, какой умный!». Это вызвало всеобщий смех. Но, как говорится, устами младенца...

Как твои мысли перекочевывают на бумагу, я имею в виду стихи, которые ты пишешь? Особенно мне понравились эти, называются «Три источника»:

В лабиринтах познаний,

Недоступных этрускам,

Я ума изваяние

Обустроил на русском.

В унисон горным рекам,

То пенясь, то игриво,

Билось сердце абрека

По — ингушски, строптиво.

А священная Мекка

Заповедной мечтою

До скончания века

Завладела душою.

=

Вот так идут по жизни

В связке:

ингушский, русский

и арабский.

- Если бы люди знали, как возникают стихи, то не было бы поэзии. Перекочевывают они на бумагу, когда вхожу в определенное состояние. Когда мое сопереживание доходит до «точки росы» (термин из физики, но очень точен и красив). Поэтому, пишу «редко, но метко» (смеётся).

- Ты человек самодостаточный. Но в приватном разговоре с тобой я заметил некоторую усталость, грусть и даже опустошенность. Или я не прав?

- Усталость — не порок... хотя, зараза, имеет свойство накапливаться. Она самый преданный спутник творческого, одержимого человека. Что касается грусти, то, как сказал кто-то из мудрецов: «Знания преумножают скорбь». Можно с этим спорить, но то, что автор в этой фразе имел в виду, я понимаю. Могу лишь добавить — знания множат радость, если они служат созиданию и напоминают о Творце. Что касается ШодСанЛат(а), то и здесь все в длани Аллаха. Он видит мои намерения. Если бы «продвижение» зависело от моих благодарных и талантливых учеников, влюбленных в ШодСанЛат, а не от «кабинетов», дело бы пошло куда быстрее. И еще, у нас много богачей, но мало богатых людей.

- Расскажи о своей семье. Кто чем занимается, есть ли у тебя опора в жизни, на кого ты полагаешься? Есть ли у тебя дом, в котором можно писать стихи, супруга, которая наверняка заслужила покой после твоей такой беспокойной жизни?..

- О моей семье известно всем... в ней шесть человек, я — самый старший (улыбается). Среди них есть и жена. Одна. Детей — «дважды-два». Эта нехитрая арифметика и есть моя опора.

В августе 1987 года, вернувшись в г. Грозный после 9-тилетнего отсутствия (институт, армия), я создал военно-патриотический клуб «Дедал». Основная цель была в том, чтобы подготовить юношей к армейской службе и заниматься спортом. Мы осваивали сразу три направления: кикбоксинг, тэквондо, ушу. Параллельно пропустил ребят через ЦПАК (парашютные прыжки). Это был интернациональный клуб (русские, чеченцы, ингуши, армяне и др.). Сейчас, благодаря Интернету, мои ученики, ставшие давно взрослыми (у них уже свои дети растут), активно общаются между собой, хотя судьба их разбросала по всей России и зарубежью. И в этом тоже я нахожу душевное успокоение и гордость от того, что стараюсь достойно идти по этому непростому жизненному пути.

P. S. «Всероссийский фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта стартовал в Сыктывкаре 21 августа текущего года. Некоторые спортсмены в честь Дня Республики Коми вышли на площадь, чтобы продемонстрировать свои навыки и умения. Почетная миссия выпала борцам. Площадку для них оборудовали у подножья памятника Ленину», — написали в СМИ Республики Коми.

«Первыми на маты вышли спортсмены из Ингушетии — они представляли борьбу шодсанлат. Ее основал и развивает Магомед-Гирей Сукиев, который восстановил элементы древних воинских систем подготовки, внедрил современные знания из биомеханики. В итоге получился новый вид единоборств, включающий бросковую и ударную технику, множество элементов захватов».

На этом фестивале Магомед-Гирей Сукиев самолично продемонстрировал свое великолепное мастерство по ведению боя, несмотря на то, что он, увы, далеко не молод. Но в этом и заключается его характер.

Добавить комментарий

Новости