Зейнеп Дзарахова: «Женщина-ингушка — это духовный потенциал и олицетворение связи времён»

0
Зейнеп Дзарахова, доктор исторических наук, этнограф

У ингушей всегда было принято относиться к женщине с большим уважением и почтением, с пониманием важности отведённой ей в обществе и в семье роли. Все мы знаем, что обычаи, традиции народа передаются ребёнку от матери. А сохранение самого себя, своих корней, своего языка, в котором сокрыты все таинства национальной идентичности, есть основа развития благополучного общества.

Портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится народ

Древнее предание гласит: «Однажды, мимо сидящих старцев проходила девушка лет пятнадцати. Она вежливо поздоровалась с ними, и в ответ седобородые старики солидно закивали головами. Один из них, старец Жабаги, встал в знак уважения к ней, чем вызвал недоумение у остальных, понимавших, что уважаемому старейшине не следовало вставать перед девочкой», — рассказывает Зейнеп Дзарахова, доктор исторических наук, этнограф, рассуждая на эту тему. — Заметив это, старец пояснил: «Я приветствовал не просто девочку, я вижу в её лице будущую мать, хранительницу домашнего очага, от которой будет зависеть, какое потомство выйдет из ее дома, и какое место займет в нашем обществе. А как она будет вести дом, как будет воспитывать детей — это зависит от нашего отношения к ней».

У ингушей говорят: «Портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится весь народ». И с этим нельзя не согласиться, так как от женщины зависит воспитание в целом. Будущих президентов и учёных, мыслителей и писателей, да и в целом всех людей изначально ведёт в этот мир женщина. Первая высота, которую малыш должен ощутить в детстве, — это любовь к матери. Через неё он учится любить других, чувствовать и понимать мир.

— Поддержание огня в домашнем очаге — это всего лишь предметная иллюстрация предназначения женщины. Под этим имеется в виду, в первую очередь, поддержание национального духа и традиций отцов. Матери воспитывают детей в духе народной культуры и морали ислама через религиозные культы, запреты, фольклор, мифологию, объясняя сложные и многочисленные нормы поведения на собственном примере. Она несет в себе духовный потенциал и собою олицетворяет связь времён, — резюмирует историк.

— Скажи, как ты стал таким уважаемым? — Меня уважала жена!

Потенциальные возможности женщины очень велики. От её культуры и здравых действий зависит атмосфера в семье, уважение к мужу, отцу семейства, уважение к семье мужа и к его многочисленным родственникам. Это тоже основа ингушского общества.

Как-то у старца спросили, как он стал уважаемым человеком? На что он ответил: «Меня уважала жена. Это уважение она передала детям, родным, соседям. Так меня стали уважать...»

На это способна женщина, сумевшая подняться над обыденностью духовно, нравственно и интеллектуально. Мудрая женщина всегда стремится создать семью, воспитать детей в ингушских традициях, в уважении к своим обычаям, к своему языку. Это понятие включает в себя и поведение, и в том числе форму одежды. Всё это взаимосвязано. Недаром ингуши, когда ищут невесту, смотрят, прежде всего, какая мать её воспитала, какова родословная этой матери. «Разузнай о матери девушки, и о матери, воспитавшей её мать, и только потом заключай с ней родственные отношения», — говорили всегда ингуши.

Умная женщина-мать не будет потакать своим дочерям

Ингуши осознают, что от мудрости старшей женщины в доме (матери, свекрови) во многом зависит этикет в семье. Авторитет женщины даёт здоровое, воспитанное потомство. Авторитет же невозможно заработать без соблюдения традиций и стремления соблюдать национальные обычаи. К женщине-матери, воспитавшей достойных детей, достойных членов общества, проявляют уважение самые почтенные старейшины из народа.

Умная женщина-мать не будет потакать дочерям в их нежелании выполнять свои обязанности в замужестве, точно так же, как мудрая женщина-свекровь проявит внимание и благородство по отношению к новому члену семьи — невестке.

Именно мать должна принять нового члена семьи с осознанием того, что она тоже ребёнок, которого лелеяли и воспитывали родители. Именно мать должна вложить эту доброту в души своих детей и всего семейного коллектива и поддерживать это отношение до конца жизни.

Нередко мать после смерти мужа становилась главой семьи и управляла ею с помощью одного из сыновей. Во многих случаях семейная община после смерти её главы сохранялась до тех пор, пока жива мать семейства.

Своим авторитетом она сплачивала семью, не допускала ссор между невестками и другими членами общины, следила за соблюдением традиций. Роль матери, её значимость стоит в ингушском обществе на самом высоком уровне на протяжении всей её жизни, какими бы самостоятельными и самодостаточными ни были бы её дети, уже и повзрослевшие и даже заимевшие внуков.

Жена, стремящаяся к главенству в семье, сознательно умаляет достоинство мужчины

В настоящее время женщина оказывается всё больше вовлечённой в активную трудовую деятельность. И ей, как никогда, необходимо использовать все заложенные в нее резервы человеческой энергии, чтобы сохранять и приумножать духовные качества, особенно характерные для женского начала.

Если жена обладает способностями, равными способностям мужа, если оба они стоят на одинаковой ступени умственного развития, жена поступит весьма рискованно и испортит своё благополучие, если будет стараться стать выше своего мужа.

Соперничество между мужем и женой никогда не приносит пользы и всегда бывает так, что если жена, гордясь своим преимуществом, не скрывает этого, то этим сама же отравляет добрые взаимоотношения, без которых немыслимо существование самой семьи.

Жена, стремящаяся к главенству в семье, сознательно умаляет достоинство мужчины. Пользующаяся доверием мужа, она поднимается на ту высоту, на какой она, в сущности, должна находиться. Из всех достоинств, украшающих женщину, из всех преимуществ внешней и внутренней красоты — такт является самым неоценимым достоинством, и женщина, не обладающая им, не может обрести счастья ни своего собственного, ни сделать счастливым своего мужа.

Если когда-нибудь и воздвигнут памятник ингушскому народу, то это должен быть памятник, посвященный матери

О женщинах — ингушских матерях, их жертвенности ради сохранения семьи, можно писать произведения. Особенно высока была роль женщины в годы депортации, когда благодаря её мужеству и стойкости сохранился народ. Один видный общественный деятель, говорил, вспоминая одну историю: «На окраине села стояла землянка, занесённая сугробом. На голых нарах лежала обессилевшая мать, которая исхудавшими руками, словно крыльями, обняв полуодетых детишек, пыталась согреть их своим теплом. Я не мог сдержать слёз. Тогда я подумал: «Если когда-нибудь моему народу будет воздвигнут памятник, то это должен быть памятник, посвященный матери: «Мать — хранительница семьи и народа»». И такой памятник стоит сегодня на аллее нашей столицы.

В двух случаях не осуждались слёзы мужчин у ингушей...

Почитание женщины идёт у ингушского народа издревле. При ней уважающие себя мужчины не будут говорить на громких тонах или выражаться недостойным образом. Этикет уважения к женщине не позволит достойным мужчинам спорить с ней или пререкаться, какой бы ни была на то причина.

Самым безнравственным и низким поступком во все времена считается повысить голос на мать или на женщину старше себя, не считаться с ней и проявлять к ней неуважение. Такое себе может позволить только мужчина, не соответствующий понятиям нормы и чести ингушского народа. Самый острый спор между мужчинами прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной убор.

И ещё, женщина в ингушском обществе всегда находится под неустанной заботой и защитой отца, мужа, сына и рода. А она в свою очередь несёт ответственность перед ними.

Традиция почитания матери, женщины священна для ингушей и по адату и по исламу. В двух случаях не осуждались слёзы мужчин у ингушей — когда умирала мать, и когда теряли Родину-мать. Не зря у ингушей говорят: "Нана елча — дег тIара зиза Iодож (Умирает мать — падает цветок с души).

Добавить комментарий

Новости