О духовном

Богослов Магомед Харсиев о достоинстве и поклонении в священный месяц Шаабан

Фото:
газета "Ингушетия"/Дени Темурзиев

Месяц Шаабан — один из благословенных месяцев, который предшествует месяцу Рамадан, служит для мусульманина хорошей духовной и физической подготовкой к месяцу поста. По лунному мусульманскому календарю, месяц Шаабан является восьмым по счёту. Этот месяц особого превосходства перед другими месяцами, как говорил наш Пророк (с. а. в.): «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками». Всё хорошее и благое в этом месяце безо всяких препятствий поднимется к Аллаху, потому следует пребывать в состоянии духовного поклонения.

Особый акцент в этом месяце на поклонении делается и потому, что к началу трёхмесячного поста, то есть к первому месяцу Раджабу, люди подходят с особым усердием, а вот к месяцу Шаабан их деятельность немного ослабевает, поэтому надо проявлять большее старание на пути к Всевышнему и к месяцу Рамадан подойти духовно подготовленным, с особым старанием и преданностью в религиозных и благих деяниях.

Однажды у Пророка (с. а. в.) спросили о причине его усердия в соблюдении поста в месяце Шаабан, на что он ответил: «В этот месяц между месяцем Раджаб и Рамадан люди проявляют беспечность. В этот период все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост».

Самое лучшее, что может сделать мусульманин в этом месяце — это соблюдать пост, как это делал наш Пророк (с. а. в), который постился месяц, за исключением нескольких дней.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы, помимо Рамадана, он постился в течение всего месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабан».

Также желательно поститься по три дня в начале месяца, в середине (13-е, 14-е, 15-е сутки) и в конце. Желательно поститься по понедельникам и четвергам. Но не предписано мусульманину поститься, если это как-то нежелательно отразится на состоянии его здоровья.

Другое благое деяние — это стараться проводить месяц в ибадате, совершать молитвы обязательные и желательные, читать Коран, как можно больше произносить «салават», делать дуа за родителей, за больных, за угнетённых мусульман, за добрые взаимоотношения между людьми, за прощение грехов и многое другое.

Ночь Бараат

Отдельно следует сказать, что месяц Шаабан содержит в себе одну из основных высокочтимых ночей — Бараат. Это ночь с 15-х на 16-е сутки. В этом году она приходится на 25 февраля. Это ночь большой милости, ночь очищения, смывания грехов. В эту ночь прощаются грехи мусульманину, если он искренне просит о милости.

И еще, ночь середины Бараат — это ночь освобождения. В хадисе сказано: «Поистине, этой ночью Аллах освобождает своих рабов от ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».

Ночь Бараат следует проводить в молитвах, в дуа с мольбой о прощении и за всё благое, в чтении Корана.

Надо помнить, что ночь Бараат одна из тех, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы своих рабов. Пророк (с. а. в.) сказал: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной — Я их прощу, нет ли просящих блага — Я дам им, нет ли охваченных болезнью — Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра».

Пророк (с. а. в.) говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».

Из сказанного каждому мусульманину следует сделать определённые выводы и пересмотреть свои деяния, свою жизнь. Ещё раз подумать и вспомнить о том, что наступит судный день, и все мы предстанем перед Всевышним и должны будем держать ответ за свои поступки.