В рамках культуры

В музее ИЗО прошло научно-популярное мероприятие «Возрождая традиции: поясные подвески в национальном костюме ингушки»

Фото:
museumizori.ru

Праздничные мероприятия ко Дню национального костюма прошли по всей республике. Очень многие жители в эти дни узнали о предназначении национального костюма, оценили значимость и содержание его в жизни народа и даже попробовали примерить некоторые элементы декора национального костюма. Так или иначе мероприятия послужили погружению народа в свою историю, в свою традиционную культуру, ибо костюм является отражением материальной и духовной культуры народа.

Ко Дню национального костюма состоялось научно-популярное мероприятие «Возрождая традиции: поясные подвески в национальном костюме ингушки» и в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия. Мероприятие также было приурочено к 100-летию ингушской государственности и посвящено памяти талантливого ингушского дизайнера, исследователя традиционного костюма Зины Абоевны Инаркиевой.

На мероприятии присутствовали региональный министр культуры Залина Льянова, представители подведомственных организаций, сотрудники музея, учёные, исследователи, преподаватели и студенты образовательных учреждений, а также все те, кто ценит и интересуется историей своего народа.

Перед собравшимися выступила молодой этнограф Алёна Халухаева, победительница конкурса «Школы кавказоведения» (2021). Она провела презентацию, в которой подробно рассказала о значении и истории поясных подвесок (Iаржалгаш), которые в прошлом были обязательным элементом в женском национальном костюме.

Фото:
museumizori.ru

Алёна Халухаева не первый год работает над темой возрождения древних, почти позабытых элементов национального костюма ингушской женщины. В 2023 году по её инициативе был запущен проект «Дошо хьоаса», который занимается продвижением идеи воссоздания и возрождения позабытых элементов женского национального костюма.

Цель проекта — изучение и возвращение старинных элементов в женский национальный костюм, в частности поясных подвесок, популяризация этой деятельности среди молодёжи и возрождение золотошвейного дела среди ингушских мастериц. Ведётся работа по двум направлениям: это научное направление, по которому молодой исследователь Алёна Халухаева изучает элементы костюма по сохранившимся экземплярам, по старым фотографиям, из интервьюирования женщин, предки которых занимались изготовлением подобных элементов для женского костюма, и т. д.

Второе направление непосредственно прикладное. Здесь интерес сосредоточен на изготовлении копий старинных подвесок по имеющимся материалам. Для этого в проект приглашена искусная рукодельница по золотошвейному мастерству Хава Гантемирова, известная ранее как мастер художественной обработки кожи, участница региональных художественных выставок, которая начала заниматься творческой деятельностью в известной по созданию уникальных вещей из рыбьей кожи компании «Шади». На мероприятии она представила изготовленные накануне четыре оригинальные поясные подвески. Присутствующие смогли оценить уникальность мастерства и отметить значимость возрождения древнего искусства.

На стенде можно было увидеть и серию открыток с изображением дошедших до нас древних женских поясных подвесок наряду с теми, которые воссозданы по ним уже в наши дни. Приятным сюрпризом для присутствующих стало получение в подарок изготовленных современными мастерицами женских подвесок.

Общую атмосферу научно-популярного мероприятия, посвященного женскому национальному костюму, дополняли фотографии, сделанные известным мастером Евгением Шивцовым, на которых заслуженная артистка Республики Ингушетия Лема Нальгиева демонстрирует традиционный женский костюм с поясными подвесками.

В целом всем присутствующим было интересно узнать, что поясные подвески — это раздвоенный фартучек на поясе. Он завязывался на талии, надевался на нижнее платье. Поверх уже накидывалось распашное платье-халат, которое подпоясывалось женским серебряным поясом. Надо отметить важную деталь подвесок — это орнамент, который наносился вышивкой золотыми или серебряными нитями. Подвески изготавливались из бархата или шелковой ткани. В основном они были бордового, чёрного, синего или темно-зеленого цвета, в целом гармонировали с другими элементами костюма. Таким образом, получалась яркая композиция — подвески с орнаментом виднелись в разрезе верхнего платья.

По данным полевой работы исследователя Алёны Халухаевой, поясные подвески «Iаржалгаш» были элементами праздничного и свадебного женского национального костюма. В наряде девушки подвески играли больше декоративную роль, и увидеть их, в том числе нанесённый на них орнамент, могли подруги или окружающие в танце, когда подвески во время движений «выглядывали» из-под распашного верхнего платья. Подвески на невесту, по бытовавшему в далёком прошлом обряду, обычно надевали уважаемые в народе взрослые многодетные женщины, что символизировало пожелание ей иметь многочисленное достойное потомство. Со временем этот обряд был утрачен, а поясные подвески в свадебном костюме обеспечивали лишь композиционный баланс национального костюма.

«За век с небольшим поясные подвески в составе женского праздничного костюма ингушки проделали длительный путь: от расцвета в начале XX века и сохранения образцов искусной вышивки местных мастериц, до вынужденного забвения в годы депортации народа и первых шагов к их возрождению в наши дни, — говорит исследователь Алёна Халухаева. — В тяжелые годы на чужбине была также потеряна преемственность в одном из традиционных ремесел ингушек — золотном шитье, которое применяется для вышивки орнамента на поясных подвесках. Однако возрождая этот элемент, возрождается и золотная вышивка. Как часть материальной культуры ингушского народа, поясные подвески подлежат сохранению и многоплановому изучению и, конечно же, повторному введению в состав традиционного женского костюма. Давайте вместе сохранять историю для наших детей и внуков, потому что упускать время и терять вместе с этим важные культурные элементы для нас непозволительно!» — подытожила она.

В своём выступлении министр культуры Залина Льянова отметила важность возрождения и популяризации поясных подвесок в женском костюме ингушки, которым занимаются молодые исследователи.

«Несомненно, каждый элемент национального костюма в его комплексе не случаен: он обладает определенным смыслом и является участником в реализации ингушских обычаев. Поэтому ни один из элементов костюма не может быть оставлен или забыт в настоящем», — сказала Залина Исраиловна.

В рамках мероприятия вспомнили и заслуги талантливого дизайнера, исследователя и мастера по пошиву традиционного женского костюма Зины Абоевны Инаркиевой, которой нет с нами более 10 лет. Творчество художника-модельера Зинаиды Инаркиевой было известно не только в нашей республике, но и далеко за её пределами. Она на протяжении многих лет занималась исследованием и изготовлением старинных и современных ингушских национальных костюмов, возрождением уникальной техники изготовления аксессуаров к ним.

Фото:
museumizori.ru

Общую атмосферу научно-популярного мероприятия, посвященного женскому национальному костюму, дополняли фотографии, сделанные известным мастером Евгением Шивцовым, на которых заслуженная артистка Республики Ингушетия Лема Нальгиева демонстрирует традиционный женский костюм с поясными подвесками.

В целом всем присутствующим было интересно узнать, что поясные подвески — это раздвоенный фартучек на поясе. Он завязывался на талии, надевался на нижнее платье. Поверх уже накидывалось распашное платье-халат, которое подпоясывалось женским серебряным поясом. Надо отметить важную деталь подвесок — это орнамент, который наносился вышивкой золотыми или серебряными нитями. Подвески изготавливались из бархата или шелковой ткани. В основном они были бордового, чёрного, синего или темно-зеленого цвета, в целом гармонировали с другими элементами костюма. Таким образом, получалась яркая композиция — подвески с орнаментом виднелись в разрезе верхнего платья.

По данным полевой работы исследователя Алёны Халухаевой, поясные подвески «Iаржалгаш» были элементами праздничного и свадебного женского национального костюма. В наряде девушки подвески играли больше декоративную роль, и увидеть их, в том числе нанесённый на них орнамент, могли подруги или окружающие в танце, когда подвески во время движений «выглядывали» из-под распашного верхнего платья. Подвески на невесту, по бытовавшему в далёком прошлом обряду, обычно надевали уважаемые в народе взрослые многодетные женщины, что символизировало пожелание ей иметь многочисленное достойное потомство. Со временем этот обряд был утрачен, а поясные подвески в свадебном костюме обеспечивали лишь композиционный баланс национального костюма.

«За век с небольшим поясные подвески в составе женского праздничного костюма ингушки проделали длительный путь: от расцвета в начале XX века и сохранения образцов искусной вышивки местных мастериц, до вынужденного забвения в годы депортации народа и первых шагов к их возрождению в наши дни, — говорит исследователь Алёна Халухаева. — В тяжелые годы на чужбине была также потеряна преемственность в одном из традиционных ремесел ингушек — золотном шитье, которое применяется для вышивки орнамента на поясных подвесках. Однако возрождая этот элемент, возрождается и золотная вышивка. Как часть материальной культуры ингушского народа, поясные подвески подлежат сохранению и многоплановому изучению и, конечно же, повторному введению в состав традиционного женского костюма. Давайте вместе сохранять историю для наших детей и внуков, потому что упускать время и терять вместе с этим важные культурные элементы для нас непозволительно!» — подытожила она.

В своём выступлении министр культуры Залина Льянова отметила важность возрождения и популяризации поясных подвесок в женском костюме ингушки, которым занимаются молодые исследователи.

«Несомненно, каждый элемент национального костюма в его комплексе не случаен: он обладает определенным смыслом и является участником в реализации ингушских обычаев. Поэтому ни один из элементов костюма не может быть оставлен или забыт в настоящем», — сказала Залина Исраиловна.

В рамках мероприятия вспомнили и заслуги талантливого дизайнера, исследователя и мастера по пошиву традиционного женского костюма Зины Абоевны Инаркиевой, которой нет с нами более 10 лет. Творчество художника-модельера Зинаиды Инаркиевой было известно не только в нашей республике, но и далеко за её пределами. Она на протяжении многих лет занималась исследованием и изготовлением старинных и современных ингушских национальных костюмов, возрождением уникальной техники изготовления аксессуаров к ним.

Фото:
museumizori.ru

В заключение мероприятия директор музея Любовь Тумгоева поблагодарила всех присутствующих и лично Алёну Халухаеву за содержательную и интересную лекцию, за её труд в интересах развития ингушской культуры и сохранения идентичности национального костюма, и в знак благодарности вручила ей заслуженный диплом.

В свою очередь Алёна Халухаева поблагодарила руководство и сотрудников музея за поддержку национальной культуры и, в частности, этого проекта, который проведён и организован при их непосредственном участии.

Надо, конечно же, отметить, что музей изобразительного искусства Республики Ингушетия был и остаётся центром возрождения и сохранения ценностей материальной и духовной культуры, где традиции возрождаются и передаются из поколения в поколение. Музей играет ключевую роль в деле популяризации уникальной культуры ингушского народа.

«Обеспечить сохранение исторического наследия, продвигать понимание и уважение к культуре своего народа среди широкой общественности — это основная цель нашей деятельности, — отметила Любовь Тумгоева. — Мероприятия, подобные проведенному, способствуют укреплению культурных связей и обмену знаниями, что важно для поддержания живой и динамичной культурной среды».

Как сообщает пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия, желающие могут посетить выставку «Возрождая традиции: поясные подвески в национальном костюме ингушки», которая продлится до 15 мая текущего года.