К 120-летию художника Г-М. Даурбекова

В музее краеведения г. Назрани прошла персональная выставка ковров Зейнеп Дзараховой

Фото:
Н. Ахильгова

21 марта в Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова прошла персональная выставка доктора исторических наук, этнографа, автора многочисленных работ по истории и культуре ингушского народа, мастера ковроделия Зейнеп Дзараховой.

На выставке под названием «Наьсаре», приуроченной к 120-летию со дня рождения известного ингушского художника Гази-Магомеда Даурбекова и 100-летию ингушской государственности, были представлены авторские работы Зейнеп Дзараховой из одноименной коллекции ковров, а также фотодокументальный материал о первом ингушском профессиональном художнике Гази-Магомеде Даурбекове, который серьезно увлекался историей и этнографией родного края и зарисовал немало старинных орнаментов, используемых ингушскими мастерицами при изготовлении войлочных ковров.

Фото:
З. Дзарахова

В выставочном зале музея краеведения в этот день царила особая атмосфера восторга и вдохновения от творчества художника Г-М. Даурбекова, копии картин которого разместились на стендах, установленных в фойе музея, и авторских работ З. Дзараховой, в частности ковров-истингов, выполненных врезной технологией, характерной для ингушского ковроделия, по зарисовкам художников прошлого столетия, которыми были увешаны стены выставочного зала. По словам присутствующих «колоритные в своём орнаментальном многообразии, яркие и красочные в гамме разных цветов, своим изяществом, неповторимостью и загадочностью они завораживали каждого с первого взгляда».

На встрече присутствовали учёные, писатели, художники и поэты, предприниматели и люди искусства, студенты и учащиеся, представители средств массовой информации. Отдельно следует сказать о почетных гостях встречи — это дочь художника Г-М. Даурбекова Мака Даурбекова и внук великого художника Башир Даурбеков, а также другие представители рода Даурбековых.

Фото:
Н. Ахильгова

— Выставка называется «Наьсаре», — говорит автор персональной выставки Зейнеп Дзарахова, — потому как Гази-Магомед Даурбеков был уроженцем Назрановского района селения Барсуки и очень ярко, образно до тончайших деталей изображал жизнь, быт, культуру и традиции ингушского народа. Он оставил в память потомкам зарисовки из таких обрядов, как «Вызов дождя», «Сватовство девушки», «Примирение кровников», «Белхий», сцены из религиозных обрядов, которые представляют сегодня большую ценность для исследователей и для народа в целом. В его бесценной коллекции есть и зарисовки важных исторических событий времён Гражданской войны, которые проходили в Назрановском районе. Это Насыр-Кортский бой, Долаковский бой, бой в с. Экажево. Он запечатлел сражения, оставившие как героический, так и трагический след в жизни народа. Назвав выставку, которая приурочена к 120-летию Г-М. Даурбекова «Наьсаре», мы преследовали цель отдать дань памяти настоявшему сыну своего края, своего Отечества.

Примечательно, что официальная часть выставки открылась песней, посвящённой Нясаре, в исполнении народной артистки Республики Ингушетия, солистки Государственной филармонии имени А. Хамхоева Любови Барахоевой.

В своём выступлении ведущая выставки, этнограф музея краеведения Жанна Дзейтова отметила, что в связи с тем, что точная дата рождения Гази-Магомеда Албастовича, одного из первых профессиональных художников ингушей, все еще остаётся под сомнением, так как в документах значится 8 марта, 24 марта и 28 марта, хотя сам в автобиографической справке, которая хранится в фондах музея, он поставил дату 8 марта, сотрудники музея решили весь месяц март демонстрировать его произведения.

— Большая юбилейная выставка о Даурбекове была проведена музеем в 2014 юбилейном году, — отметила она. — Сегодня зрители ещё раз могут восхититься самобытным талантом художника, представленным на персональной выставке ковров З. Дзараховой.

Директор музея краеведения Магомед Сагов приветствовал всех участников встречи и поблагодарил за любовь и интерес к творчеству двух замечательных людей, истинных патриотов своего народа Г-М. Даурбекова и З. Дзараховой, последнюю ещё и за тот вклад, который она вносит в изучение истории ингушского народа, за научный и скрупулезный подход в исследовании каждой детали.

Поблагодарил З. Дзарахову за большой вклад в развитие культуры и искусства ингушского народа видный общественный деятель, меценат Ахмед Мальсагов, высоко оценив вклад ученого, этнографа в изучение истории ингушского народа, в исследование исторических личностей, в частности творчества Г-М. Даурбекова, и личный вклад в возрождение ингушского ремесла ковроделия.

— Я стал счастливым обладателем ковров-истингов, — говорит Ахмед Мальсагов, — выполненных З. Дзараховой по древней технологии. И это не просто ковры, это целая история народа, что вызывает чувство глубокой благодарности к ученому-этнографу, мастеру ковроделия. И это тот самый труд, ценность которого будет возрастать с годами.

Фото:
М. Мейриева

Со словами признательности в адрес Гази-Магомеда Даурбекова и Зейнеп Дзараховой выступил и народный художник Республики Ингушетия Багаудин Сагов. Он отметил, что с большим удовольствием открыл для себя все грани таланта своего предшественника, художника Г-М. Даурбекова.

— И вторым открытием сегодняшней выставки стало для меня удивительное чувство золотой середины, которым обладали ингуши в древности, — сказал он. — Тонким чувством красоты, умением гармонично сочетать в одной композиции разные цвета, искусно вырисовывать орнаменты, и всё это благодаря таланту З. Дзараховой, которая возродила древнее искусство ковроделия и дала нам возможность реально лицезреть эти ковровые композиции.

Отметили творчество Даурбекова и Дзараховой в истории и культуре ингушского народа со словами благодарности и другие гости встречи. Это краевед Берснако Газиков, который внёс большой вклад в сборе архивных материалов по истории ингушского народа, в частности творчества Г-М. Даурбекова. Всех приятно удивила гостья из столицы Наталья Терентьева, бизнес-тренер, которая прилетела из Москвы специально, чтобы присутствовать на открытии выставки.

— Я приняла приглашение с большим интересом, — говорит она, — не задумываясь, вылетела в вашу республику, чтобы выразить своё уважение Зейнеп Дзараховой, этой удивительной женщине, которая абсолютно бескорыстно, с полной отдачей работает на благо своего народа, и выразить уважение и признательность ингушскому народу, обладателю богатой древней истории. Они могут гордиться своими патриотами. И ещё, у вас хорошие, гостеприимные люди. И вы знаете, — отметила она, я в Ингушетии с удовольствием надеваю на голову платок, надеваю платье и чувствую себя настоящей женщиной.

На выставке впервые прозвучала песня об Отечестве, которую Г-М. Даурбеков исполнял в 30-х годах на олимпиаде искусств в Ростове-на-Дону. Она прозвучала в исполнении известного композитора З. Мальсаговой. 

Внук великого художника, полномочный представитель Главы Республики Ингушетия в Ставропольском крае Башир Даурбеков от лица потомков поблагодарил З. Дзарахову за её вклад в изучение истории и творчества Г-М. Даурбекова и за вклад в развитие культуры ингушского народа и возрождение древнего ремесла ковроделия.

В конце официальной части мероприятия З. Дзарахова поблагодарила всех гостей выставки за интерес к творчеству Г-М. Даурбекова и к искусству ковроделия ингушского народа, а также исследователей, кто в разные годы изучал творчество Гази-Магомеда Даурбекова в лице И. Червлённой, Х. Акиева, Б. Абадиева, Ф. Хамхоевой, краеведа Р. Газикова и т. д., и отдельно Государственный музей краеведения имени Т. Мальсагова и Республиканский дом народного творчества, в стенах которого возрождается древнее искусство ковроделия.

Зейнеп Дзарахова отметила также большую помощь в подготовке выставки, которую ей оказали сотрудники музея краеведения и директор художественной школы г. Назрани Лидифа Мержоева со своими подопечными.

Дочери художника Макке Даурбековой, которая сохранила и передала ингушскому народу много материалов о своём отце, З. Дзарахова преподнесла в дар дорогой памятный подарок — авторский ковёр-истинг, и поблагодарила её от лица всего народа за вклад отца в культуру и историю ингушского народа.

Авторский ковёр под названием «Наьсари вокзал» (Назрань) достался в подарок от автора З. Дзараховой и Ингушскому государственному музею краеведения имени Т. Мальсагова

Надо отметить, что благодаря деятельности З. Дзараховой интерес к ковроделию растёт с каждым годом. Из стен мастерской «Истинг» уже вышли десятки девушек-мастериц, которые изучили секреты ковроделия и сегодня возрождают древнее ремесло по зарисовкам известных художников, в том числе и Г-М. Даурбекова.

Надо отметить, что свой первый ковёр З. Дзарахова создала в 2015 году, а сегодня в её авторской коллекции более 50 ковров, изготовленных врезной технологией по зарисовкам ингушских художников прошлого столетия, а впереди у неё проект «100 ковров», который она готовит к 100-летию ингушской государственности.

Сотрудники музея, пользуясь случаем, сообщают жителям республики и любителям искусства, что персональная выставка доктора исторических наук, мастера ковроделия Зейнеп Дзараховой продлится до 15 апреля.

Фото:
Н. Ахильгова

Справка

Гази-Магомед Албастович Даурбеков профессиональный художник, живописец, график, скульптор, музыкант. Выпускник Ленинградского института пролетарского изобразительного искусства.

Он в начале 30-х годов прошлого столетия он принимал участие в олимпиаде искусств народов Северного Кавказа, в экспедициях в горной Ингушетии вместе с именитыми учёными-историками Л. П. Семеновым, М. М. Базоркиным, художниками Х.-Б. Ахриевым, И. Щеблыкиным.

Даурбеков работал в области станковой и книжной графики, наиболее ярко раскрылся он в акварельной живописи, графике и скульптуре. Немаловажное значение в творчестве художника занимал портретный жанр.

Им были созданы около 50 иллюстраций к известной повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо», к школьным учебникам, выходившим в Ингушетии до 1944 года.

Художник участвовал во всех республиканских выставках произведений художников Чечено-Ингушетии с 1930 по 1944 год, в том числе в Москве, в залах Государственного исторического музея.

В годы депортации работал в Русском драматическом театре, где ярко проявился его талант сценографа. Он создавал великолепные художественные декорации к пьесам В. Шекспира «Ромео и Джульетта», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», М. Горького «Зыковы», В. Лавренева «За тех, кто в море» и др.

В 1949 году в центральной части парка имени Кирова в Кустанае был создан фонтан по рисунку Гази-Магомеда: фигура мальчика с рыбкой в руках, высеченная из камня.

В 1957 году Гази-Магомед Даурбеков — сотрудник Чечено-Ингушского республиканского музея краеведения. Он продолжает писать картины на исторические темы. Вместе с историком М. М. Базоркиным работает в музее селения Мужичи над сектором по гражданской войне. В рамках плановой работы он делает зарисовки изделий декоративно-прикладного искусства, в том числе войлочных орнаментированных ковров во многих селениях Чечено-Ингушетии, которые вместе с работами других художников вошли в каталог «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», изданный в 1974 году в Грозном.

В 1984 году в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее состоялась первая профессиональная выставка Г-М. Даурбекова, в которую вошли более 80 работ, выполненных акварелью, тушью, масляными красками, рисунки цветными и простым карандашами.

Даурбекова Гази-Магомеда вспоминают как человека удивительно доброго и интересного в общении. Он любил людей. Был человеком тонкого юмора и благородства.

Указом президента Ингушетии от 18 мая 2005 г. Гази-Магомед Албастович Даурбеков награжден высшей наградой республики — орденом «За заслуги» (посмертно).