Грамотность как инструмент цивилизованного общества

8 сентября отмечается Международный день распространения грамотности

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

0
Зарема Плиева с выпускницами

Со школьной скамьи нам внушают, что правильно читать и писать без ошибок — является жизненной необходимостью. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному, в отличие от безграмотного, открыты многие двери и возможности.

Но грамотность — это не только определенные навыки письма и чтения, но и двигатель прогресса, если иметь в виду личностное и духовное развитие. Грамотный человек ощущает себя на высоте, он чувствует себя более уверенным в обществе и знает, что многое ему по плечу. Благодаря грамотности человек в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и скрытые таланты, а заодно продемонстрировать их публике. Более того, уровень грамотности человека, особенно в раннем возрасте, служит критерием, по которому можно определить, вероятность дальнейшего обучения и развития индивидуума. А со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности.

В преддверии дня распространения грамотности, который отмечается в мире 8 сентября, мы встретились с заместителем директора по учебно-воспитательной работе плиевской средней школы № 1 Заремой Плиевой и поговорили о самых главных условиях, необходимых для получения достойного образования в современных условиях.

— Конечно, кое-кто может и возразить, сказав, что сегодня, даже если человек будет неграмотным, деньги могут решить все его проблемы, — рассуждает Зарема Башировна, — но я считаю, что быть грамотным — это не только право, но и обязанность каждого из нас.

Действительно, множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо. Страдает не только качество производимых товаров и услуг, но и ощутимо хромает культурное развитие. И только благодаря грамотным людям держится наша страна. Именно они являются инструментом культурного и цивилизованного развития общества.

По словам Заремы Плиевой, все педагоги одной из старейших школ в республике каждый на своем этапе стараются прививать детям желание быть грамотным, а также воспитывать чувство гордости за свою страну, республику.

— На различных мероприятиях, приуроченных дню грамотности, мы рассказываем детям, как изготавливались в России книги до середины XVI века, и открываем для них новые страницы истории книгопечатания в нашей стране под предводительством Ивана Федорова, — говорит Зарема Башировна, — а произошло это событие в 1564 году. Помимо этого мы декламируем лекции, посвященные проблеме неграмотности людей, устраиваем конференции и собрания учителей, а в библиотеке в этот день проводим внеклассные уроки, на которых отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

На наш взгляд, не только учащиеся и студенты должны стремиться быть грамотными, но и преподавателям нельзя расслабляться: никогда не стоит забывать о собственной грамотности, поэтому её всегда необходимо повышать.

По мнению нашей собеседницы, грамотность, кроме умения читать и писать без ошибок, дает ещё личную свободу, взаимопонимание с окружающим миром, независимость и развитие собственного потенциала.

— Грамотность — это своего рода «лицо» человека, — говорит завуч, — и очень обидно, что в мире всё еще насчитывается более 700 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей и вовсе не посещают школу. Более того, бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными людьми в условиях сегодняшнего мира, который становится всё более сложным.

Известно, что до сих пор в мире существует множество людей, не умеющих толком ни писать, ни читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.

Обсуждая пути выхода из создавшегося положения касательно нашей республики, З. Б. Плиева сказала, что новаторские варианты решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности в будущем, могут радикально изменить ситуацию в лучшую сторону.

Как нам удалось узнать, мероприятия, подобные тем, что проводят учителя плиевской средней школы № 1, проходят и в других школах Ингушетии. Олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку помогают учителям не только выявлять старательных и прилежных учеников, но и способствуют повышению стимула для хорошей учебы многим отстающим детям.

По словам ведущего специалиста Минобрнауки РИ, помимо того, что проводится в настоящее время, на будущее они планируют распространять листовки в школах, вузах и ссузах республики, в которых будут описываться элементарные правила русского языка. Также библиотекари будут устраивать акции прямо на улицах, раздавать книги и журналы прохожим. В ведомстве уверены, что такие интересные и занимательные новшества будут только на руку тем, кто в школах и других учебных заведениях борется с безграмотностью.

Принято считать, что русский язык в плане изучения является самым трудным в мире после китайского. Для нас — россиян — это кажется дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. Произношение, диалекты, обилие уменьшительно-ласкательных словечек, а также синонимы, омонимы и, наконец, грамматика — всё это дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Но мы не должны прощать себя за те ошибки, которые допускают иностранцы. Когда наступает такой момент, все мы начинаем искать причины безграмотности и обнаруживаем, что существует целый ряд упущений, на которые стоит обратить внимание всем взрослым, особенно родителям и учителям.

Вы никогда не задумывались, почему ребенок из благополучной семьи вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители регулярно с ним занимаются, и в школу он ходит, и от природы вроде бы не глуп? По мнению многих детских психологов, этому могут способствовать разные причины.

Во-первых, это отсутствие любви к чтению, которую нужно прививать ребенку сызмальства. Во-вторых, чересчур активное интернет-общение с ровесниками, которое не всегда оказывает положительный фактор. Тут нужно учитывать и то, что пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок, частое сокращение слов и допущение орфографических ошибок невольно дублируется в стандартную письменную речь.

Не на последнем месте стоит и учебная подготовка. Здесь, к сожалению, надо признать, что во многих средних и высших учебных заведениях нашей республики она построена не на должном уровне, а компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего.

И последнее. Если мы говорим, что многие учителя просто-напросто ленятся в полной мере выполнять свои обязанности, то надо быть готовым к тому, что дурной пример всегда заразителен. Лень самого обучающегося — тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями? И вот тут родители и педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы дети полюбили живое общение с книгой и смотрели почаще познавательные передачи по телевизору, а не жестокие игры в войну на компьютере, которые ломают психику растущего организма.

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Добавить комментарий

Новости