Короткая, но яркая жизнь

Абукар Шадыжев — хореограф от Бога

«Традиции нашего народа уходят корнями в глубокую древность! Мы обязаны не только сохранить их, но и преумножить», — говорил Абукар Шадыжев, заслуженный деятель искусств, народный артист РИ, легендарный хореограф.

Он прожил короткую, но яркую жизнь. Начинал карьеру с детского юношеского ансамбля танца «Асса» в районном Дворце культуры г. Назрани под руководством легендарного хореографа Магомеда Гапархоева. Репетировали танцы упорно и настойчиво по 6-8 часов в день. Строго следовали этикету танца и общения. Мальчишки во всем хотели походить на старшую труппу из ансамбля, и не щадя себя доказывали, что они способны быть первыми. А Абукар это делал с особой настойчивостью...

Родился Абукар 18 ноября 1960 года в большой и дружной семье Султана и Лейлы. Их было четыре брата и четыре сестры. Родители понимали, что выбор сына в сторону танцев идёт из глубины души, и поддерживали его желание. Бесконечные репетиции, гастроли стали частью обыденной жизни Абукара уже в детские годы, и при этом никто и никогда не видел его уставшим. Всегда в хорошем настроении, задорный и с легким юмором!

В 1976 году Абукар поступил в Краснодарский институт культуры на отделение хореографии, но очень скоро был призван в ряды Советской армии. Служил он в Подмосковье. Продолжив обучение в институте на заочном отделении, Абукар устроился на работу руководителем младшего состава ансамбля «Асса». Здесь и стал проявляться его организаторский и педагогический талант. Вместе с виртуозной гармонисткой Раей Евлоевой они создали немало творческих коллективов, в числе которых были ансамбли «Сата», «Ингушетия», «Магас».

Ингушский государственный ансамбль танца «Ингушетия» создавался в сложнейшее для молодой республики время. Шёл 1993 год. Занимая должность художественного руководителя ансамбля «Ингушетия», ему вместе с Раей Евлоевой удалось создать интересные композиции. Уже в 1995-1996 годах их ансамбль принимал участие во Всемирном Вавилонском фестивале в Ираке. Художественные образы, созданные Абукаром на сцене, отличались продуманностью сюжетов, национальным колоритом. Он обращался к истокам истории и культуры народа и черпал из них вдохновение. Через хореографическое искусство Абукар Шадыжев показывал красоту культуры народа и воспитывал учеников образами из жизни народа. Практически вся сознательная жизнь Абукара прошла на сцене. Он виртуозно танцевал и умел заряжать своей яркой энергией других. В нем гармонично сочетались энергичность, организаторские способности, эмоциональность и большая доброта.

Важной составляющей культуры хореографии Абукар считал национальные костюмы, орнаменты, подборку соответствующих цветов и материалов для их изготовления.

Последним танцевальным коллективом, в который он, как художественный руководитель, вложил душу — был государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Магас». Ансамбль, созданный в 1998 году при Государственной филармонии имени Ахмета Хамхоева, очень быстро стал популярным.

Основными направлениями ансамбля «Магас» стали возрождение и пропаганда народного искусства, развитие фольклорного жанра, создание высоких идейных, художественных, танцевальных произведений, способствующих воспитанию молодежи, формированию высоких эстетических вкусов.

В 2001 году ансамбль получил статус государственного ансамбля песни и танца «Магас», стал серебряным призёром Дельфийских игр (г. Саратов), лауреатом фестиваля малых городов России. В репертуаре ансамбля были ингушские танцы и танцы народов Кавказа. Ансамбль принимал участие во всех праздничных мероприятиях, проходивших в республике, гастролировал по стране, принимал участие в международных фестивалях танца. Выезжал на гастроли в Египет, Ирак, Испанию и завоевывал почётные места.

Была у Абукара Шадыжева и ещё одна миссия, которую он исполнял мастерски. Во время массовых праздничных мероприятий в республике он, как никто другой, умел разворачивать сцены с участием большого количества людей и творческих коллективов, во время съемок различных фильмов в горах и на равнине. Помню, в горах, во время съёмок фильма «Мелодии гор», он в считанные минуты создал образы солярного знака, символа вечного движения, с участием государственных ансамблей «Ингушетия» и «Магас».

Абукар любил свою работу. Любил искусство танца. Дома и на гастролях, на работе и в других регионах Абукар был незаменимым другом и коллегой, был душой компании.

«У каждого народа есть традиции, обычаи, культура. И, конечно же, свой фольклор, — говорил народный артист Республики Ингушетия Абукар Шадыжев. — Традиции, которые уходят корнями вглубь веков! Мы обязаны не только сохранить их, но и преумножить. И мы делаем все возможное для возрождения народного искусства, развития фольклора, вкладываем свою лепту в формирование высоких эстетических вкусов. К сожалению, в последние годы фольклор перестал быть таким популярным, как раньше. У молодежи появились новые увлечения, кумиры. Не скажу, что это плохо. Но молодые люди не должны забывать свои корни, знать и любить народное искусство, которое ценили еще их деды и прадеды».

Абукар Шадыжев был желанным гостем в ингушских семьях. В тяжёлые для народа 90-е годы он вместе с Раей Евлоевой, Джемалдином Барахоевым и другими выезжал в сёла Пригородного района, где в тяжёлых условиях жили его соотечественники, и устраивал для них незабываемые творческие вечера. Их ждали всегда с любовью.

О жизни Абукара и самых разных эпизодах его жизни можно рассказывать удивительные истории, в которых ярко открывался неуёмный и благородный его характер. Куда бы ни приезжал их ансамбль на гастроли, у них везде были друзья.

На своём юбилейном вечере в 2010 году, превозмогая боль, он радовался вместе с друзьями искрометным танцам, исполнительскому искусству молодых музыкантов, национальному духу, который царил в актовом зале Дворца культуры города Назрани. В 2012 он ушёл из жизни.

Абукар Султанович Шадыжев был одним из самых активных и взыскательных, талантливых и благородных представителей творческой интеллигенции республики. Всю свою жизнь посвятил он возрождению и сохранению ингушской национальной хореографии. Любовь к народному танцу он пронёс до последнего дня. Он был Учителем с большой буквы для своих многочисленных учеников, которым отдавал свои знания, свой богатый опыт хореографического мастерства. Это было делом его жизни, счастливой жизни, потому что он занимался любимым делом, давшим возможность реализовать дарованные ему таланты — хореографа, воспитателя, педагога.