Объединить усилия ради общей цели

Актуальные проблемы сохранения и развития родного языка в школах обсудили в ингушском парламенте

У каждого народа свои традиции, культура, язык, самобытность. Изучение и развитие языка, забота о его распространении и обогащении — гарантия сохранения национальной культуры.

К сожалению, в настоящее время остро стоят вопросы отсутствия читательской культуры, падения интереса к чтению национальной литературы, недостатка школьных учебников и методических пособий. Есть необходимость переиздания орфографических и переводных словарей — все это отрицательно влияет на развитие языкового общения и образования.

Пути решения этих непростых, но исполнимых задач искали участники расширенного заседании комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями Народного собрания республики. Центральной темой открытой дискуссии стало сохранение и развитие ингушского языка и литературы.

В заседании под председательством спикера Зялимхана Евлоева приняли участие видные ученые, писатели, общественные деятели, преподаватели ингушского языка, представители Министерства образования и науки, Института повышения квалификации республики, Северо-Кавказского топливно-энергетического колледжа.

Открывая встречу, Евлоев подчеркнул, что целью очередной встречи является обсуждение актуальных проблем и задач сохранения, развития и обучения родного языка в общеобразовательных учреждениях, а также глубокое изучение и широкая пропаганда творческого наследия национальных поэтов и писателей.

«Ингушский язык наравне с русским является государственным языком в нашей республике. Кроме того, в Конституции Ингушетии оговорено, что сохранение, защита и развитие ингушского языка является обязанностью государства. Парламент в рамках своих полномочий готов приложить все возможные усилия для сохранения и развития языка. Только правильно спланированная и активно осуществляемая языковая политика позволит сегодня увеличить эффективность усилий, направленных на всемерное поддержание или возрождение родного языка», — отметил спикер.

Вопрос качества преподавания ингушского языка, по мнению некоторых участников расширенного заседания, упирается в необходимость повышения квалификации учителей родного языка и литературы. Уровень знаний выпускников высших учебных заведений критически недостаточен.

«В школу должны приходить хорошие специалисты, беззаветно преданные своему делу, любящие язык и свою профессию», — заявил педагог с большим стажем Якуб Медов. Больше внимания, считают специалисты, требует родной язык в системе дошкольного образования. Обучая детей родному языку в детском саду, мы решаем важную задачу патриотического воспитания, бережного отношения к своей культуре и повышения интереса к истории родного края.

По мнению писателя Иссы Кодзоева, нужно воспитывать детей в национальных традициях, учить их родному языку, чтобы собственная национальная культура не стала для них чуждой.

«Сегодня у нас есть своя республика, свой герб, флаг. А какие у нас красивые города, особенно Магас и Назрань. Порой я любуюсь ими и не могу поверить, что это все наяву, потому что на моей памяти были и совсем другие времена. Наши предки могли об этом только мечтать. А мы сегодня, имея все это, по собственной воле отказываемся от своего языка. Не говорить на нем, не развивать его — это сродни уничтожению языка», — отметил Кодзоев.

Усилий лишь государства для того, чтобы ситуация с родным языком улучшилась, как считают специалисты, недостаточно. В равной степени ответственность за результат обучения родному языку несут и школа, и родители. Не следует забывать о том, что обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения, считает известный блогер, знаток родного языка Салман Бадиев. Его видеоролики об этимологии ингушских слов вызывают большой интерес пользователей социальных сетей, в том числе проживающих вдали от малой родины. Энтузиастом собрано более 5 тысяч слов, которые очень редко используются в повседневной речи.

Методист Минобразования Люба Хаматханова отметила отсутствие должного внимания к родному языку в семье. Она считает, что родители, таким образом, совершают серьезную ошибку. «К сожалению, встречаются такие мамы, которые не хотят, чтобы их дети изучали родной язык, считая, что в жизни он им не пригодится», — посетовала она.

Практически все выступающие озвучивали конкретные проблемы, поэтому каждое выступление нашло отклик собравшихся. Как сообщила председатель профильного комитета парламента Марьям Амриева, по итогам работы будут подготовлены соответствующие рекомендации.

В мире много языков, у которых не осталось носителей. Участники парламентского заседания уверены, что государство и общество должны приложить всевозможные усилия, чтобы ингушский язык не уподобился таким языкам.

Ранее газета «Ингушетия» сообщала, что по инициативе спикера ингушского парламента на сайте Народного Собрания республики с середины февраля запустят специальный раздел новостей на родном языке.

Запуск новостного раздела депутаты решили приурочить к началу декады ингушского языка и литературы, которая стартует 16 февраля.

Жителям республики, которые хотят прочитать новости на родном языке, будет достаточно зайти на страницу парламента и воспользоваться блоком переключения языков.

В первых числах февраля республиканское правительство утвердило план проведения декады ингушского языка и литературы с 16 по 25 февраля, в который вошли семинары, фестивали, классные часы, «круглые столы», различные тематические выставки, площадки с привлечением всех учащихся и педагогических коллективов региона.

Власти региона уверены, что упомянутые мероприятия будут способствовать совершенствованию культуры речи ингушского языка, формированию духовной культуры и развитию интереса ингушской молодежи к творчеству поэтов и писателей Ингушетии.

Помимо декады Минобразования республики в ряде населенных пунктов проводит тотальный диктант по ингушскому языку с участием 700-800 человек разных возрастов и профессий.