Призвали чтить букву закона

Антимонопольщики напомнили всем, что незнание антимонопольного законодательства не освобождает его нарушителей от ответственности

0
Заместитель руководителя ведомства Рамзан Евлоев

5 октября 2015 года Президентом России был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», также известный как «четвертый антимонопольный пакет».

На протяжении нескольких лет четвертый антимонопольный пакет был в центре оживленных дискуссий и подвергался многочисленным изменениям и корректировкам. Его итоговая версия явилась результатом компромисса, достигнутого между Федеральной антимонопольной службой России и бизнес-сообществом.

Такой компромиссный характер четвертого антимонопольного пакета во многом объясняет тот факт, что, либерализуя антимонопольное регулирование в отдельных аспектах, он ужесточает его в других. Так, до принятия четвертого антимонопольного пакета правила недискриминационного доступа (ПНД) могли устанавливаться только в отношении рынков, находящихся в условиях естественной монополии, и товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий. Четвертый антимонопольный пакет допускает утверждение ПНД и в отношении товаров, производимых и реализуемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Новшества, появляющиеся в антимонопольном законодательстве, периодически подвергаются публичным обсуждениям в ходе встреч руководства Ингушского управления ФАС России с предпринимателями, представителями органов исполнительной власти республики, другими заинтересованными структурами. В конференц-зале администрации Назрани в четверг прошла третья в этом году подобная встреча. Заместитель руководителя ведомства Рамзан Евлоев подробно осветил вопросы правоприменения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок. Кроме того, были рассмотрены вопросы деятельности Ингушского УФАС по специализации, даны разъяснения президиума ФАС России по определению размера убытков, причинённых в результате нарушения антимонопольного законодательства, поднималась тема внедрения института внутреннего предупреждения, нарушений антимонопольного законодательства.

— Чем больше мы предотвратим нарушений, тем эффективнее будет наше антимонопольное регулирование, — считает Евлоев. — Именно такая цель стоит перед службой в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. В настоящее время перед конкурентным правом стоят задачи по решению таких вопросов, как совершенствование антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики, изменения контрольно-надзорных функций, реформирование естественных монополий и системы тарифного регулирования.

Для антимонопольного ведомства реформа контрольно-надзорной деятельности началась еще в 2016 году, когда вступил в законную силу «четвертый антимонопольный пакет». Стоит отметить, что этим законом был расширен институт предупреждения и предостережения. Благодаря этому в два раза сократилось количество антимонопольных дел, но изменилась их структура. Развитие цифровых технологий привели к тому, что некоторые компании начали злоупотреблять своим положением на товарном рынке.

Для предотвращения подобных нарушений, считает ведомство, следует внести изменения в закон о защите конкуренции. По мнению службы, следует начать с отмены иммунитетов в отношении интеллектуальной деятельности, которые сейчас существуют в антимонопольном законодательстве. Подобные иммунитеты сдерживают развитие конкуренции в условиях цифровой экономики.

По словам Евлоева, в правительстве России уже обсуждается решение этого вопроса. Затрагивая сферу тарифного регулирования, представитель антимонопольного ведомства выделил несколько блоков проблем, которые требуют незамедлительного решения.

— Во-первых, это отсутствие системности и единства нормативно-правовых актов, посвященных вопросам тарифного регулирования, — подчеркнул он. — Во-вторых, это постоянный рост тарифов естественных монополий, традиционно считающийся одной из преград для бизнеса. В-третьих, региональные органы тарифного регулирования превышают предельные значения, установленные в социально-экономическом прогнозе. Этот документ устанавливает рост тарифов на передачу электроэнергии на уровне 3%, однако тарифные органы субъектов при установлении тарифов рассматривают инвестиционные программы сетевых компаний и в итоге превышают предельное значение, что приводит к значительному росту тарифов.

ФАС России рассматривает предложения, которые помогут развитию конкуренции в нашей стране. К их числу относятся принятие Национального плана развития конкуренции и единого закона о государственном регулировании тарифов, отмена закона о естественных монополиях и переведение всех торгов в электронную форму.

Евлоев сообщил также, что в ходе осуществления государственного контроля в сфере антимонопольного законодательства республиканскими антимонопольщиками было возбуждено четыре дела о нарушении закона о защите конкуренции, из которых три — в отношении органов власти и хозяйствующих субъектов. По результатам рассмотрения дел ответчики были признаны нарушившими антимонопольное законодательство в части заключения антиконкурентных соглашений при использовании бюджетных средств

Также в ходе расследования законности заключенных контрактов Министерством труда Ингушетии с госучреждениями и одним из хозсубъектов установлено, что до определения победителей аукционов на оказание услуг по организации отдыха детей детский оздоровительный лагерь «Эрзи», Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и ООО «Курорты Ингушетии» были допущены к реализации условий предмета закупок.

Признаки нарушения антиконкурентных соглашений выявлены в ходе изучения материалов прокурорской проверки, поступивших в антимонопольное ведомство. По этим данным, помимо объяснений из министерства труда, имеются графики, заявки, акты, подтверждающие начало оказания услуг по организации отдыха детей детскими оздоровительными лагерями и санитарным учреждением. Ответственные должностные лица были привлечены к административной ответственности.

Кроме того, в четвертом квартале этого года Ингушским УФАС России возбуждено одно дело о нарушении статьи 11 закона «О защите конкуренции» в части сговора на торгах. Результаты рассмотрения дела Ингушским УФАС России будут оглашены 12 декабря текущего года. По предварительным данным, установлено, что три участника открытых аукционов заключили антиконкурентное соглашение в части поддержания цен на торгах.

В результате анализа свойств файлов, полученных торговыми площадками у трех участников торгов, установлено совпадение «авторов» файлов заявок, совпадение в свойствах файлов записи в графе «Кем сохранен», а также совпадение дат создания и сохранения файлов. Заявки участников идентичны по содержанию, в том числе в части предлагаемых товаров и их технических характеристик. При этом ценовые предложения подавались с одного IP-адреса.

— Комиссия установила, что участники, сделав в ходе аукционов ценовые предложения с минимально возможным снижением — это 1-2%, отказывались от дальнейшей борьбы, — проинформировал Евлоев. — Поведение участников торгов на аукционах не являлось конкурентным, и каждому заранее было известно о ходах друг друга. В случае подтверждения заключения устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме, виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

Евлоев рассказал и о других выявленных нарушениях и мерах, принятых по привлечению нарушителей к ответственности, как, к примеру, о предостережениях, выданных руководителям муниципалитетов за своевольное отключение населенных пунктов от энергоресурсов и воды, за которые, по их мнению, люди не платят.

Кроме того, к административной ответственности по фактам нарушения законодательства о контрактной системе в текущем квартале привлечено 58 должностных лиц на сумму более 680 тыс. рублей, в этом году управлением вынесено 57 предупреждений в отношении лиц, нарушивших некоторые части закона о защите конкуренции.

Поднималась на встрече масса других тем и нюансов, касающихся изменений в антимонопольном законодательстве. В ходе диалога Евлоев ответил на все вопросы присутствовавших.

Добавить комментарий

Новости