Во славу своего народа

Бек Вагапович Абадиев был не просто порядочным и грамотным человеком: для него служение Отечеству было смыслом жизни

Когда не стало этого человека, газеты и другие средства массовой информации нашей республики не ограничились дежурным некрологом по случаю его кончины, а говорили и писали о нём, как о знатном и благородном человеке, так много сделавшем для своего народа.

Видный общественно-политический деятель нашей республики, театровед, журналист Бек Вагапович Абадиев был не просто заслуженным человеком и незаменимым специалистом в нескольких областях. Для него служение Отечеству, народу, искусству было не простой и привычной декларацией, а смыслом жизни, сущностным, внутренним содержанием на протяжении всей его жизни. Он многое сделал, но многого и не успел, хотя задумки и планы у этого человека были грандиозные. Так обычно бывает с деятельными, творческими людьми, когда судьба идет вразрез с человеческими предположениями.

Родился Б. В. Абадиев 1 июля 1938 года в селе Насыр-Корт. Когда ему было три года, внезапно умерла мама мальчика, и отец женился во второй раз. С болью в душе он часами мог рассказывать, какой ужас им пришлось испытать на бескрайних просторах холодного Казахстана, куда перед окончанием Великой Отечественной войны были сосланы целые народы с Северного Кавказа. Будучи уже юношей, Бек, как только власти в 1956 году разрешили возвращаться на родину, один, без родителей, приехал в свой родной Насыр-Корт. Позже он рассказывал, что это был его самый первый, может быть и отчаянный, но уверенно сделанный самостоятельный шаг.

Когда в середине 60-х годов Бек Вагапович с отличием окончил знаменитый Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, он думал только об одном: чтобы у нашего народа был и свой театр, и свои артисты, и свои режиссеры. Но не для того, чтобы возвыситься самому. Он сам не хотел купаться в славе, но хотел, чтобы ингушским артистам и режиссерам рукоплескал весь мир! Ведь тогда даже театра своего у нашего народа не было, а об отдельной республике и мечтать не приходилось. Но такие вещи, как вы понимаете, сами по себе не появляются: необходимо было приложить огромные усилия, чтобы ингушская культура в полном смысле этого слова показала себя и вышла из тесных задворок и подворотен. И Бек Абадиев наравне с другими общественными деятелями нашей республики не пожалел для этого ни сил, ни энергии, ни даже собственной жизни.

Последним его желанием было издание книги о подлинно известных фактах участия наших соотечественников в создании славной истории нашей страны, над которой он работал несколько лет подряд. К сожалению, при жизни ему это не удалось, хотя материал для этого он собрал достаточно объемный. Сегодня для родных и близких людей Бека Вагаповича нет более важной и актуальной цели, чем претворение в жизнь последней воли своего родного человека. Обсуждая с нами эту тему, вдова Б. Абадиева — Хава говорит, что, несмотря на то, что весь печатный вариант рукописей мужа каким-то загадочным образом исчез, они с сыновьями намерены по крупицам собрать весь этот труд в полном объеме и издать хорошую книгу.

— Я, конечно, догадываюсь, чьих рук это дело, — говорит она, — но Бог им судья! Дело моего мужа не потерпит краха из-за нечистоплотности некоторых людей, а найдет свое достойное место для достойного поколения!

Много сил потратил Бек Абадиев после окончания института над созданием в Грозном театра кукол, потому что такой театр тоже относился к числу непрестижных направлений культуры. Но вскоре его детище заработало, и он стал его руководителем. В конце 60-х годов по своим внутренним ощущениям Бек Вагапович понял, что в его театре обязательно должна функционировать ингушская труппа, и он создал её, хотя многие деятели культуры противились этому. Эта труппа стала предшественником нынешнего Ингушского театра кукол, переименованного в Республиканский театр юного зрителя, который на сегодняшний день является одним из самых деятельных театральных коллективов Ингушетии.

Организовав для самых маленьких зрителей отдельный ингушский блок, Бек Вагапович вскоре занялся и укреплением позиции ингушской труппы при Чечено-Ингушском драмтеатре им. Х. Нурадилова, из которого потом сформировался нынешний Ингушский драмтеатр им. И. Базоркина. Долгие годы отдал Бек Абадиев и русскому драмтеатру имени М. Лермонтова. Здесь он почти пятнадцать лет заведовал литературной частью храма культуры и сделал за это время очень много полезных вещей для культурного развития нашего края.

Также, несмотря на то, что когда-то в юности между журналистикой и театром Бек Вагапович выбрал второе, не удержался он и от пристрастия писать: долго и плодотворно работал корреспондентом и заведующим отделом газеты «Сердало» и часто печатался в других изданиях республики. Помня о своей главной профессии, он очень активно выступал в печати по вопросам театральной жизни республики, живо и со знанием дела писал отзывы по тем или иным премьерам театра. Его рецензии отличались профессионализмом подхода, освещали постановку со всех точек зрения: от рядового зрителя до театрального критика. Все последние годы жизни Б. В. Абадиев писал об истории ингушского театра, но не смог издаваться по известной нам причине — из-за отсутствия средств. Также остались написанными и неизданными несколько его пьес, много интересных рассказов, очерков и переводов.

За организационное умение сплотить коллектив и нацелить его на выполнение поставленных задач, Министерство культуры ЧИАССР в середине 80-х приняло решение о назначении Б. В. Абадиева директором Республиканского музея изобразительных искусств им. П. Захарова в Грозном. Пять лет жизни отдал Бек Вагапович этому музею, но так называемая контртеррористическая операция прервала монотонную деятельность этого учреждения, чтобы потом дотла уничтожить его бомбами и артиллерийскими снарядами, а ценнейшие экспонаты разграбить или сжечь. Бек Вагапович с болью в сердце оставил любимое дело и город, в котором прошли самые лучшие годы его жизни, и в 1993 году вместе с семьей переехал в только что образованную Ингушетию, где вначале его знания и опыт оставались невостребованными. Но вскоре появился просвет, и какое-то время он был директором Ингушского республиканского музея краеведения им. Т. Мальсагова.

После ухода на заслуженный отдых при совершенно случайных обстоятельствах Беку Абадиеву предложили стать директором Музея истории МВД Ингушетии, который нужно было создавать, как говорится, с нуля. Этот музей сегодня является богатым хранилищем истории Министерства внутренних дел Ингушетии, а тогда, в пору становления нашей республики, здесь не было буквально ничего. И в том, что одна из элитных единиц силовых структур располагает таким большим собранием уникальных экспонатов, во многом заслуга Бека Абадиева. Заслуженный деятель искусств Ингушетии, кавалер ордена «За заслуги» Бек Вагапович Абадиев собрал уникальные материалы о сотрудниках милиции, начиная с 1784 года — с даты, когда была создана Иррегулярная милиция для охраны Владикавказской крепости и защиты всех ингушских плоскостных сел.

В музее истории МВД РИ благодаря стараниям Б. Абадиева сегодня имеются уникальные экспонаты и полная информация, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся сыновей ингушского народа: Эльберда Нальгиева, Бунухо Базоркина, Асламбека Маматиева, Сосламбека Бекбузарова, Саварбека Мальсагова и др. Здесь также хранится мундир Магомеда Ханиева, старейшего милиционера 50-х годов двадцатого столетия, и очень интересная и поучительная история жизни градоначальника города Баку Гуды Гудиева. На базе этих и других материалов Беком Абадиевым в 2007 году была издана книга «Достойные сыны Отечества».

И вообще надо сказать (а хорошо знавшие Бека не дадут соврать), что он всю жизнь только и занимался тем, что собирал материалы по истории Ингушетии, потому как ему — настоящему патриоту своего народа — безумно было интересно, как жили и чем довольствовались ингуши в старину. Также примечательной чертой его характера было то, что он охотно делился имеющимся у него архивным богатством. Более того, Бек Вагапович гордился своим происхождением и боготворил ингушскую культуру, уважал традиции и обычаи нашего народа в прошлом и настоящем.

Будучи настоящим патриотом своего народа, Бек Абадиев стал активным борцом за правое дело и достойным последователем судьбоносных шагов наших дедов и отцов. В тот момент, когда решалась судьба ингушского народа и вопрос о национальном самоопределении стал главенствующим, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России Б. В. Абадиев принимает самое активное участие в подготовке и проведении II съезда ингушского народа и вместе с супругой, известной журналисткой Хавой Абадиевой, входит в состав оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии.

Примечательным является и то, что, в отличие от других, он никогда не кичился своими заслугами и не требовал каких-то хвалебных речей и почестей в свой адрес.

— Бек Вагапович искренне и без халтуры делал любую работу, и человеком он был честным, прямым и откровенным, — говорит Хава Абадиева, вспоминая своего мужа.

Только она могла знать о внутренних переживаниях своего спутника, когда он уже не мог долго сидеть и работать над бумагами.

— Находясь дома после ухода из Музея МВД, он какое-то время ещё мог работать над книгами, статьями, — говорит Хава, — и потом долго обсуждать прочитанное с друзьями и коллегами по культуре, с которыми он любил встречаться. Когда Бек был жив, наш дом всегда был полон гостей, потому что люди чувствовали нашу привязанность к ним и с удовольствием приходили посидеть, поговорить, ведь мой муж был очень интересным собеседником и мудрым советчиком. Но когда ему было невмоготу, мы старались не утомлять его, хотя до последней минуты надеялись, что он поправится и найдет в себе силы жить и радовать нас дальше.

Оглядываясь назад и мысленно оценивая тех, кого сегодня нет рядом с нами, можно с уверенностью сказать, что Бек Вагапович Абадиев оставил за собой яркий след и хорошие впечатления, и поэтому он навсегда останется в памяти народа.