По следам исторической выдумки

Было ли нашествие иранского войска на средневековую Ингушетию, или же царь Дарий захватывал скифов?

Дорожить историей своего народа — значит не только гордиться ею, но и трепетно относиться к ее сохранению. История складывается из крупиц, и передача каждой из них требует самого серьезного отношения. Подчас промолчать там, где речь идет об участии в пересказах выдуманных и приписываемых к истории случаев бывает лучше, чем потворствовать лжесказаниям.

Одну из таких выдумок газета «Ингушетия» разоблачила вместе с известным историком Нурдином Кодзоевым.

До стен редакции дошла довольно распространенная в республике история о якобы историческом факте из жизни предков ингушей. Представим ее в вольном пересказе с сохранением ее содержания.

Некогда в средневековье войной на древних ингушей отправился вместе со своим войском иранский правитель. Когда он прибыл в древнюю Ингушетию, то никак не мог застать местных жителей, которых он вознамерился подчинить своей власти. Дело в том, что они всё время убегали от него, передвигаясь с одного места на другое. В конце концов, они укрылись в горах.

Измотанный погоней иранский правитель отправляет своего гонца к беглецам со следующим посланием: «Я думал, что вы мужественный народ. Зачем же вы убегаете от меня?» Когда гонец прибывает к ингушам, то застает некоторых из них за ловлей зайца. Ловцы не обращают никакого внимания на посла и продолжают свою охоту. Получив послание, ингуши отправили в ответ следующее: «Мы на своей земле, и мы здесь свободно перемещаемся. А вас мы даже не заметили». К этому посланию были приложены также мышь, лягушка, воробей и три стрелы.

Когда послание ингушей дошло до иранского правителя, то его визирь растолковал его так: «Если вы не скроетесь под землю, как мышь, или не уйдете под воду, как лягушка, или же не улетите в небо, как воробей, то вам грозит от нас погибель». Иранский правитель, убедившись в неустрашимости и храбрости ингушей, покидает их землю, не пожелав вступать с ними в войну. На этом и преданию конец.

Теперь же о том, насколько это предание соответствует исторической действительности. Об этом расскажет Нурдин Кодзоев.

— Эта искажённая история ложно приписана ингушскому народу. В другом виде она приводится в трудах древнегреческого историка Геродота. Речь там идёт совсем не о предках ингушей, а о скифах и персидском царе Дарии. Несмотря на то, что многое совпадает, есть и множество неточностей, — отмечает Нурдин Кодзоев.

Таким образом, по словам историка, недостоверность предания проявляется не только в ложном приписывании его к истории ингушского народа, но и в различных искажениях в нём самом.

Нурдин Кодзоев отмечает, что, по Геродоту, подобный случай произошел около 503 г. до н. э., а не в средневековье. После того как Дарий вступил в пределы Скифии, скифы решили не вступать с ним в открытое сражение, а решили вымотать противника в своих степях. А после того, как Дарий потребовал от них вступить в открытый бой или покориться, то скифы отправили к нему гонца, который и передал персидскому правителю птицу, мышь, лягушку и пять стрел, которые, по Геродоту, означали то же, что и в псевдоингушском предании. Если же в последнем враг покидает ингушей после необычного послания, то Дарий спасается бегством от скифов только после того, как они окончательно измотали его войско на степных просторах.

Насторожить пересказчиков полувымышленной истории, казалось бы, должен тот факт, что речь идет о средневековье и иранском правителе, в то время, когда государство Иран официально было наименовано только в 1935 году. До тех же пор его предшественником на протяжении тысячелетий оставалась Персия.

Остаётся только призвать наших сознательных земляков не участвовать в передаче подобных сомнительных историй, ведь гордость должна выражаться только за те подвиги, которые действительно совершали наши предки. И этих подлинных подвигов столь много, что нет никакой необходимости заимствовать чужие. Не стоит также забывать, что историческая память — это не только письменные источники, но и устные. Зачем потомкам оставлять приукрашенную ложь, которая никому на самом деле не сделает чести?