"В каждом из них частица меня"

Быть педагогом - призвание Эльвиры Угурчиевой

Особенностью деятельности учителя начальных классов является тот факт, что он участвует в сотворении нового человека, следовательно, без профессионального подхода к своей работе, без творческого участия в его жизни невозможно добиться результата, желания детей учиться и самореализовываться.

О редкостном таланте педагога начальной общеобразовательной школы № 1 с. п. Кантышево мне рассказала моя знакомая и родительница Эльвиры Саидовны Яхи Дударова.

— У меня ребёнок был проблемный, — говорит она, — поздно заговорил, был гиперактивным, неспокойным ребёнком, потому и в школу я его отдала позже положенного. Сама я тоже педагог, была знакома с педагогической деятельностью Эльвиры Саидовны и уверена, что она справится с этой задачей, хотя понимала, что возлагаю на неё большие проблемы. И знаете, ребёнка на глазах словно подменили. Она буквально слепила и поставила его на ноги. Потом признавалась, что поначалу не знала, с чего начать, как с ним найти общий язык. Но как видите, получилось. Мальчик сегодня у меня социализирован, умеет читать, писать, а главное — в школу ходит с желанием, как и все его одноклассники, потому как есть у этого педагога призвание — быть учителем! И никакой тайны здесь нет.

Свою первую педагогическую практику Эльвира Угурчиева проходила в городе Грозном, в известной всем школе № 14, где директором был Сергей Мажитович Чапанов. Её способности, творческий подход к своей работе были тут же отмечены, и по окончании педагогического училища Сергей Чапанов пригласил её на работу. Но так уж получилось, что Эльвира решила поехать в Кантышево, где жили её бабушка и дедушка, да так и осталась там. Вот уже скоро 25 лет как она работает здесь учителем начальных классов.

Профессию, как это часто бывает, ей выбрала мама. Но и сама Эльвира не сопротивлялась, потому как определённой тяги к чему-то другому у неё не было. С детьми работать она любила, в школе была общественницей, участвовала во всех мероприятиях и с подшефными детьми начальных классов любила готовить праздники. Потом понравилось ей работать и педагогом, учить детишек, открывать им мир букв и цифр, а главное — видеть результат своего труда.

— Ведь дети приходят в первый класс, как котята слепые, и глядишь — уже читают стихи, пишут, отнимают и прибавляют и даже о жизни с умным видом рассуждают, — говорит она. — А вот вырастут и разлетятся как одуванчики по ветру, и в каждом из них будет частица моей жизни и моего соучастия.

Я не могу сказать, что это была моя мечта — стать учителем начальных классов, но вот сказать уверенно, что это стало делом всей моей жизни, могу. Меня часто спрашивают, кем бы я стала, если бы не педагогом. Вот тут и затрудняюсь ответить, потому что не знаю, просто-напросто не вижу себя в другой профессии. Вот доведу этот класс до конца и ухожу! Сколько раз такое я себе говорила. Но вновь возвращаюсь, и опять выхожу с ожиданием чего-то нового. Видимо, детишки очень затягивают. И вообще, начальная школа — это нечто особенное, в корне отличающееся от педагогики в старших классах.

Мои ученики первых-вторых классов часто называют меня мамой, вроде бы случайно, но на самом деле мы и есть школьные мамы. Ведь половину дня они проводят с нами. Где и поругаем, где поласкаем, где и носики почистим, ничем не брезгуя. Они же становятся нашими детишками — и успевающие, и неуспевающие, и балованные и послушные. Мы любим их одинаково, каждого по-своему, по-отечески. Дети бывают разные, и каждому нужен индивидуальный подход. И это не просто банальные слова, это абсолютная истина. Помню, у меня был мальчишка, такой способный ученик, но дома с ним практически не занимались. И вот пришлось подтягивать его дополнительно. Одно занятие, второе, третье, и ребёнок словно ожил. В глазах появилась искра, жажда познаний. Вот в такие минуты ты понимаешь, зачем ты здесь. Такие победы радуют и подвигают к действию. Иногда мне кажется: а может, правы те, кто говорит, что педагог — это призвание, и неважно, сколько он получает. Безусловно, они правы, без призвания в школе работать невозможно. Но деньги — не то чтобы очень нужны, просто без них нельзя.

О личной жизни педагогов мало кто знает из родителей. Они её практически и не имеют. Всё с детьми в школе, с их проблемами, с бумажной волокитой, от которой их так и не смогла освободить ни советская, ни российская система образования. Так получилось, что в 1995 году у Эльвиры Саидовны погиб муж. С двумя маленькими детьми она осталась одна. Работа отнимала очень много времени, дети часто оказывались обделёнными вниманием, но выросли на редкость хорошими людьми, получили высшее образование и никогда не огорчали маму ни успеваемостью, ни поступками.

— Я благодарна Всевышнему за всё, что имею, — говорит Эльвира Саидовна, — У меня выросли хорошие дети — что собственные, что мои ученики, они мне ведь тоже родные. Встречу иной раз такого повзрослевшего парня или девушку, не сразу узнаю, пока сами не напомнят, и приятно бывает знать, что у них всё хорошо, всё в жизни сладилось. Переживаешь за тех, кого постигла неудача, беспокоишься за них, и так по жизни и называешь «мой ученик». Они таковыми остаются всегда, моими, и никуда от этого уже не денешься.

А бывает в жизни и такое: встретят свою первую учительницу, так и здороваться иные забывают. Им всё некогда. А они помнят вас и любят. Быть может, сразу и не признают в повзрослевших и возмужавших своих вчерашних шалунов, но радуются, когда вы пишете или звоните, когда помните и любите.