Советы специалиста

Что мы знаем о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья?

Семья — это ближайшее и первое социальное окружение ребенка. Когда в семье рождается ребенок — это большая радость, ведь дети — это продолжение рода, опора и надежда в будущем, и просто теплые чувства.

Но если рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Что чувствуют родители? Они задаются вопросами: какое будущее ждет их детей? Что делать, чтобы им помочь? Многие родители принимают как катастрофу рождение в семье ребенка с проблемами здоровья, нередко отворачиваются от него, начинают стыдиться своих детей, прятать их от посторонних взглядов. Семьи испытывают чувство одиночества, тревожное неоднозначное отношение и, в меньшей степени, относительное психологическое благополучие.

Зачастую отсутствует поддержка со стороны общества и государства. Родители, ожидавшие рождение здорового ребенка, оказываются психологически не готовы к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Спустя некоторое время родители начинают осваивать путем проб и ошибок науку воспитания ребенка с проблемами здоровья. Для ребенка с ОВЗ самое главное — это контакт с семьей, близкими, а далее — и со сверстниками. Очень часто в семье ребенка с ОВЗ чрезмерно опекают, щадят, выделяя его среди других членов семьи, что ведет к неуверенности в себе, к несамостоятельности, к появлению чувства ущербности у «особого» ребенка или к избалованности.

Родителям необходимо строить отношения с ребенком с ОВЗ в доверительных отношениях, на равных, не акцентируя внимания на его проблемах здоровья. Это поможет избежать появления страхов, тревоги, сомнения у детей. Родитель становится другом, наставником и педагогом одновременно. Необходимо следить, чтобы окружающие ребенка люди, сверстники вели с ним себя так, чтобы он не чувствовал ущербности. Например, подбирать такие игры, где ребенок с ОВЗ принимает полноценное, равное с другими игроками участие. Уровень психофизического развития ребенка с ОВЗ зависит не только от медицинского диагноза, но и от своевременности и качества воспитания и обучения. Самостоятельно зачастую не справиться с проблемой воспитания ребенка с ОВЗ, поэтому необходимо пользоваться услугами социальных учреждений, которые занимаются обучением, воспитанием, лечением, реабилитацией таких детей.

В Ингушетии функционируют Республиканский центр дистанционного обучения в городе Магасе, ГБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат» в городе Сунжа для детей с отсутствием слуха, тугоухостью. Одним из таких учреждений в республике, где можно бесплатно получить консультативную помощь, а также доверить своего ребенка на обучение и воспитание является ГБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат VII вида» в сельском поселении Нижние Ачалуки.

В марте 2018 года на базе школы локальным актом директора Цечоева Ахмеда Якубовича создан консультативный центр «Доверьтесь нам». В консультативном центре оказывают социально-педагогическую и нормативно-правовую поддержку семьям; психолого-педагогическую, логопедическую и дефектологическую диагностику детей; повышают уровень компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и воспитания в семье; составляют примерный индивидуальный маршрут развития ребенка. Отсутствие условий в нашем регионе для просвещения родителей «особых» детей привело администрацию школы к открытию данного консультативного центра.

Работая в составе республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, я не раз сталкивалась с семьями, в которых дети школьного возраста (7-16 лет) не охвачены обучением. Родители просто не знают своих прав и прав ребенка. В связи с чем хотелось бы обратить внимание родителей на следующие аспекты получения образования детьми с проблемами здоровья:

1. Конституция РФ. Глава 2, статья 43, пункт 1: «каждый имеет право на образование». Пункт 4: «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В статье 79 закреплено право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным образовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Родители не должны падать духом, они должны верить в своих детей и придавать им уверенность в своих силах. Обучение таких детей может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Дети с ОВЗ должны чувствовать себя нужными, любимыми и понимать, что ими родители тоже могут гордиться, что они могут проявить себя, свой талант.

Хава Дзарахова,

заместитель директора по коррекционному и медицинскому блоку

ГБОУ «С(К)ШИ VII вида» с. п. Нижние Ачалуки