Вы спрашивали — мы отвечаем

Что такое программа реабилитации пострадавшего?

Ни для кого не секрет, что одна из самых обсуждаемых тем широкой общественности сегодня является тема функциональной деятельности комиссии по оформлению программ реабилитации пострадавших.

На первый взгляд, казалось бы, что тут может быть сложного: если человек действительно нуждается в такой регистрации, то какие могут быть проблемы? Однако более подробное изучение этого вопроса показывает, что работа в этом направлении включает в себя массу мероприятий, требующих от консультантов и экспертов этой комиссии повышенного внимания в сторону беспрекословного выполнения законодательных предписаний и правил оформления подобных документов.

В нашей редакционной почте встречается много писем и звонков именно на эту тему, и поэтому мы решили объединить все эти родственные вопросы в одно производство и обратились к юрисконсульту ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Ингушетия» Минтруда России Магомеду Харсиеву с просьбой ответить на них.

— Магомед Мурадович, для начала разъясните, пожалуйста, нашим читателям порядок и условия разработки программы реабилитации пострадавшего.

— Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, определяют получателю государственной услуги нуждаемость в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации с учетом его возможностей и способностей осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность.

Далее они в срок до 1 месяца со дня принятия решения оформляют программу реабилитации пострадавшего (далее ПРП) в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. № 56.

Надо сказать, что ПРП — это разработанный на основе решения учреждения государственной службы МСЭ комплекс мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, требующих дополнительных расходов на их осуществление, который содержит перечень конкретных видов, форм, мероприятий с указанием порядка их осуществления, то есть объемов, сроков проведения и конкретных исполнителей.

Хочу отметить, что программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания исполняет три основные функции.

Во-первых, ПРП определяет «реабилитационный маршрут», то есть приводит перечень и порядок осуществления реабилитационных мероприятий, в которых нуждается пострадавший, с привлечением дополнительных расходов на их осуществление.

Далее эта программа устанавливает правовые гарантии осуществления реабилитационных мероприятий, а также ответственность исполнителей за их своевременное и качественное исполнение в полном объеме.

И, наконец, устанавливает порядок и гарантии финансового обеспечения назначенных реабилитационных мероприятий, а также возможной компенсации затрат пострадавшего на их исполнение, если какие-либо мероприятия не были исполнены, либо были выполнены за счет средств пострадавшего.

Составляется ПРП в трёх экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки гражданину (пострадавшему или его законному представителю) вместе со справкой о результатах определения профессиональной трудоспособности в процентах.

Второй экземпляр документа в 3-дневный срок отправляется страховщику в Фонд, то есть основному плательщику указанных реабилитационных мероприятий, или страхователю (работодателю), или пострадавшему (если освидетельствование проводилось по его обращению) для предъявления плательщику по аналогии с выпиской из акта освидетельствования в бюро (главное бюро) МСЭ о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Третий экземпляр остается в деле освидетельствования гражданина.

ПРП составляется на срок, необходимый для реализации реабилитационных мероприятий. С точки зрения оптимальной организации исполнения, финансирования и контроля реализации рекомендованных мероприятий целесообразнее составлять ПРП сроком на 1 год. Нуждаемость в каких-либо мероприятиях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации без срока переосвидетельствования не определяется. Действующими нормативно-правовыми документами оплата различных видов реабилитационной помощи и, следовательно, определение нуждаемости в них, без срока переосвидетельствования не предусмотрены.

— Кто имеет право на разработку программы реабилитации пострадавшего?

— В учреждениях МСЭ республики разрабатывается ПРП гражданам, освидетельствованным и признанным инвалидами в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также тем, кто пострадал в период их временной нетрудоспособности при наличии направления лечебно-профилактического учреждения и заключения ВК о нуждаемости в дополнительных видах помощи (в отдельных видах реабилитации, санаторно-курортном лечении, дополнительном питании, уходе и т. д.).

— Разъясните нам порядок обжалования в случае, если гражданин не согласен с разработанной программой реабилитации пострадавшего?

— В случае несогласия инвалида (или его законного представителя) с содержанием ПРП гражданин может обжаловать это решение в месячный срок на основании письменного заявления в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. После получения такого заявления, бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в трехдневный срок со дня получения обращения направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. В свою очередь, главное бюро не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит свою медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решение же главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит новую медико-социальную экспертизу на федеральном уровне и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть также обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, согласно разделу 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением правительства РФ 20.02.2006 г. № 95.