Истина в трех словах

Древние выражения раскрывают мировоззрение ингушей

«Харца дуне», «бакъа дуне» — эти сопоставительные не обиходные выражения еще можно изредка услышать от представителей старшего поколения. Из закромов ингушского лексикона они достаются только к уместной ситуации, допускающей эти глубокомысленные фразы.

Выражения, может, и обделены вниманием, но наполнены глубоким значением. Их не назовешь поговорками, так как они имеют эсхатологический смысл. Газета «Ингушетия» постаралась вникнуть в таинства древних фраз вместе с известным этнографом Русланом Саговым.

Исследователь относит возникновение устойчивых выражений «харца дуне» (букв. — «неправильная (ложная) жизнь») и «бакъа дуне» (букв. — «правильная, истинная жизнь») к раннему этапу распространения ислама среди ингушского народа, однако не исключает их восхождение и к более раннему периоду. «Харца дуне» в понимании ингушей — ближняя, мирская жизнь; «бакъа дуне» — загробная жизнь. Эпитеты «харца» и «бакъа» наполнены не общепринятым, а философско-религиозным содержанием.

— Я склоняюсь к тому, что выражения зародились во время проникновения ислама к нашим предкам, может, они появились еще раньше. Но я не люблю, когда период до ислама называют язычеством. По моим скромным исследованиям, ингуши и до ислама придерживались монотеизма, то есть верили в одного Бога. Если говорить про изречения «харца дуне», «бакъа дуне», то они рассказывают о мировоззрении ингушей и связаны с исламским вероубеждением. Прямая связь с ключевым зачином во всех делах мусульман — БисмилляХ1ир-Рохьманир-Рохьим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного). Он означает, согласно толкованию исламских ученых, что Аллах милостив ко всем Своим созданиям на этой земле, будь то верующие или неверующие люди, и милосерден только по отношению к верующим людям в Последней жизни. Удел, права у всех в этой жизни одинаковы, но в Последней участь каждого будет определена исключительно согласно истине и суду Всевышнего.

«Бакъа дуне» вбирает с себя это убеждение и утверждает торжество Высшего суда и справедливости в загробной жизни. Бакъдар (правда) наступит только с истиной и словом Всевышнего. Понятие «харца дуне» нужно понимать не буквально, наши предки не считали, что эта земля создана Всевышним изначально отклоняющейся от истины, но сами отдельные люди отходят от нее, — отмечает этнограф.

Руслан Сагов считает, что выражения — только лишь один из показателей того, что национальная и исламская составляющие у ингушей всегда переплетались. Ингушский народ, по словам исследователя, испокон веков отличался сильной религиозной догматикой и убежденностью в загробную жизнь, неминуемость Последнего суда.

— Наше национальное изначально было близко к исламу. За исключением отдельных моментов, элементы ингушского эздела совпадают с исламом. У наших предков было осознание наступления потусторонней жизни, в которой все будет взвешено, определено, сколько добра и зла совершил каждый, независимо от того, как к этой истине ты относился в ближней жизни. Видение истины у людей может быть разным, но на абсолютной истине только тот, кто следует Божественному пути.

В Сурхахах жил один известный алим — Осман Муцольгов, очень начитанный и осведомленный человек, который впитал в себя и народную мудрость. Помню, как он говорил о том, что все созданное Всевышним исповедует ислам, на истине, кроме людей и джиннов (невидимые создания, существующие в параллельном от людей мире, о существовании которых говорится в Коране). Животные и неодушевленные предметы выполняют свое предназначение, а вот люди и джинны — не всегда, в зависимости от того, последуют они истине или нет, становясь верующими или неверующими. Наши ингушские фразы и связаны со следованием истинному пути, ведущему к Всевышнему. «Харца» (неправильный, лживый) и «бакъа» (правдивый, истинный) определяются именно в соотношении с этой истиной.