Дошкольные учреждения

Главным плюсом детского сада была и остается социализация

Вопрос, отдавать ребенка в садик или нет, рано или поздно возникает в каждой семье, независимо от уровня благосостояния и занятости родителей. Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.

И с этим нельзя не согласиться, считает психолог центра психолого-педагогической реабилитации при Министерстве образования Ингушетии Лиза Додова.

— Человек — существо коллективное, и искусству общения, несомненно, стоит учиться с детства, — говорит она. — Никакая семья, никакие няньки и неработающие бабушки не в состоянии заменить детский коллектив. Несомненно, главным плюсом детского сада была и остается социализация, ребёнок имеет гораздо больше аспектов для развития, начиная с контактов с ровесниками и заканчивая подготовкой к праздникам. Он общается с детьми и воспитателями, учится уважать ровесников, слушаться старших, соблюдать дисциплину. Все это — крайне необходимые навыки социального поведения. Плюс еще и режим (завтрак, занятия, прогулка перед сном и т. д.), который дисциплинирует личность.

Однако Тамила Мальсагова, мама двух детей, отказалась от садика.

— Я думаю, — говорит она, — что детей всё же надо воспитывать дома, а в садик — только если некому за ними смотреть. Ребенок в детском саду более подвержен разным инфекционным заболеваниям, психологический климат там не всегда благоприятный. Государственные сады переполнены, даже хороший воспитатель не в состоянии качественно работать с двадцатью-тридцатью детьми. В частные — дорого, да и нет там, в основном, должного педагогического подхода, бывает, и детей оскорбляют, запугивают, да и качество питания оставляет желать лучшего. Я знаю, что говорю. Пробовала и увидела сама, после чего наотрез отказалась от садов.

Мы поинтересовались мнением ещё одного детского специалиста, психолога того же центра Беллы Аушевой.

— Если речь идёт об инфекционных заболеваниях, — говорит она, — то рано или поздно ребёнок всё равно вливается в общество, и ему практически не удаётся избежать той же ветрянки, краснухи, свинки, а определенные болезни, по мнению врачей, легче переносятся именно в детском возрасте. Поэтому иммунитет, который ребенок приобретает при общении с другими детьми, тоже ценен.

Домашнее воспитание тоже хорошо, но такой ребёнок, с точки зрения педагогики, более эгоистичен. Если малыша заранее не приучать к определенным ограничениям, то ему будет трудно в дальнейшем приспособиться к школе. Он приобретает в саду социальные навыки ненавязчиво, общаясь с детьми, учится делиться друг с другом игрушками, уступать, идти на компромисс, сочувствовать. Они учатся умерять свои желания и свой эгоцентризм. А то, что в детском садике происходит само по себе, дома требует определенной тренировки и настойчивости со стороны родителей. И вообще считается, что если ребенок ходит в садик, то уже к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или даже исчезает.

— Я отдала сына в садик только по настоянию врачей. Он у нас не разговаривал вообще, — говорит Аза Долакова, мама 4-летнего Адама. — Хотя для моего бюджета это было накладно. В государственный устроить не смогла, очередь никак не подходила. Но вот в саду появились первые слова. Я только «за». И сама планирую пойти в садик работать.

— У нас тоже проблема с садиком, — дополняет её Эсет Халухаева, — только другая. Ребёнок — единственный, долгожданный. Муж считает, что детсад нужен для приобщения ребёнка к обществу, а вот мне трудно его из-под палки водить. Ходит каждый день со слезами. Я не работаю, есть время заниматься с сыном. Однако муж против, говорит, что он должен стать мужчиной. Вот и ходим через «не хочу» и «не могу». Никак не получается уговорить мужа.

Да, что лучше для его ребенка, каждый родитель решает сам. Есть и определённые плюсы, и свои минусы, но всё же отрицать главное преимущество детсада — социализацию, что так необходимо для дальнейшего развития ребенка, мы не можем.