Минимизируя риски

Госдума приняла в первом чтении закон о повышении пенсионного возраста в России

Госдума приняла в первом чтении закон о повышении пенсионного возраста в России. «Единая Россия» почти единогласно проголосовала за пенсионную реформу.

Теперь, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, документ снова направят в регионы для обсуждения. Сроки, в которые можно внести поправки, прежде чем депутаты рассмотрят проект во втором чтении, были продлены до 24 сентября. Напомним, реформа предполагает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, для женщин до 63 лет к 2034 году.

«Мы сейчас готовим программу по поддержке регионов с точки зрения дополнительных программ занятости и повышения квалификации именно людей предпенсионного возраста. На эти цели из федерального бюджета предполагается выделить 5 миллиардов рублей», — рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Что ж, многострадальная реформа пенсионной системы, о необходимости которой (тут почему-то вспоминается речь Ленина на броневике) нам в последнее время говорят со всех ретрансляторов, начала свое шествие. Хотя и в Госдуме нашлись противники повышения пенсионного возраста (напомним, что против проголосовали коммунисты, либерал-демократы и «Справедливая Россия»).

Основной источник повышения пенсий — не бюджет, не Фонд национального благосостояния, а Фонд оплаты труда. Именно от его размера зависит объем собираемых страховых платежей. А он, в свою очередь, зависит от того, сколько в экономике работающих и сколько они получают. При существующей производительности труда и прогнозируемом числе занятых в экономике невозможно обеспечить существенное увеличение пенсий ежегодно прирастающей армии пенсионеров.

История про то, что деньги надо найти как-то по-другому, тоже не работает. Во-первых, масштаб затрат несопоставим. Напомним, что при размере федерального бюджета порядка 17 трлн рублей ежегодный бюджет Пенсионного фонда составляет 8 трлн рублей, из которых 2,5 трлн рублей —пенсионный трансферт федерального бюджета. Это самая большая статья бюджетных расходов.

К сведению, Фонд национального благосостояния недотягивает до 5 трлн рублей. Еще предлагают золотовалютные резервы на это пустить, но здесь уже без комментариев...

Во-вторых, если гипотетически забыть обо всех остальных значимых расходах и перевести нагрузку по выплате пенсий в основном на федеральный бюджет, тогда это уже никакая не страховая система, а, по сути, пособие в связи с низким уровнем дохода. Пособие, одинаковое для всех, независимо от трудового стажа и уровня зарплаты, и с критерием нуждаемости.

Есть вопросы, что из законопроекта напрямую не видна та самая тысяча рублей, на которую должна вырасти средняя пенсия. Напомним, что в действующем механизме индексации пенсий уже заложено, что с 1 апреля каждого года страховая пенсия увеличивается с учетом всех доходов, полученных Пенсионным фондом (это помимо повышения 1 февраля на уровень инфляции за прошлый год). Так что все, что будет накоплено в ПФР, отдадут двумя этапами пенсионерам. Отсюда и повышение на тысячу (или в среднем на 7%). А проконтролирует это Госдума при принятии федерального бюджета на 2019 год.

Это не значит, что нет рисков после принятия законопроекта. Есть. Наибольшие — в состоянии рынка труда и медицинском обеспечении. Это предмет работы парламентариев при подготовке законопроекта ко второму чтению.