Кодекс чести и поведения

Ингуши как носители уникальной культуры и неповторимого этикета

Эздел — свод неписаных моральных и этических правил поведения ингушей. Охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом. Раньше единственным критерием оценки людей являлось наличие эздела, а не богатство или знатность.

Вернемся назад, в те времена, когда наши предки жили в башнях, которые подразделялись на жилые, боевые, полубоевые, и рассмотрим их быт. Сейчас эти башни являются памятниками истории и культуры — нашим культурным наследием и охраняются государством.

Жилая башня, обычно возводилась в два-три этажа и в высоту достигала 10-12 метров. Первый этаж башни отводился под хлев, для содержания домашнего скота, который также служил для обогрева последующего, жилого этажа. Второй этаж в большинстве случаев представлял собой основное жилое помещение («лакхера ц1а»), где семья проводила, свободную от работы часть своего времени, здесь же был устроен центральный очаг — кхуврч. Последний этаж предназначался для хранения продуктов и там же было оборудовано специальное спальное место для гостей.

В боевых башнях первый этаж отводился для пленников и хранения сельскохозяйственных припасов. Второй этаж служил жильем на случай осады. Вход в башню располагался на уровне второго этажа, что, в том числе, лишало потенциальных врагов возможности применения тарана. Сообщение между этажами осуществлялось через квадратные лазы-люки, оборудованные в углах башен. Эти проходы между этажами были расположены зигзагообразно.

Полубоевые башни сочетают в себе элементы жилой и боевой башен. Вход устроен так же, как у жилых башен, на первом этаже, правда, встречаются и такие, у которых вход, как у боевых башен, расположен на втором этаже.

Ингуши вели аскетичный образ жизни, они были умеренны во всем — в еде, одежде, продолжительности сна и при этом они не чувствовали себя ущемленными. Катастрофически не хватало земли. Самой заветной мечтой любого горца являлось иметь участок плодородной земли, которая могла бы прокормить его семью. Жители гор не позволяли себе долго спать, всегда были заняты физическим трудом — то на земле, то благоустройством своего жилья, то отражением неприятеля и т. д. Свободное время они проводили в кругу семьи, в обучении детей военному ремеслу, приводили в порядок орудия труда и обороны. Всегда имели при себе оружие, даже спать ложились, подпоясавшись, расслабляться даже во время сна считалось плохим тоном, при любых условиях старались сохранить опрятный внешний вид.

Чтобы попасть в башню со второго этажа, человек должен был обладать определенной сноровкой. Понятно, что человеку, обремененному излишним весом, или тому, кто не любит физический труд, было бы весьма затруднительно попасть в башню. Поэтому ингуши всегда поддерживали себя в спортивной форме. Горцы были лихими наездниками, они с большой любовью и трепетом относились к домашним животным, почти как к членам семьи. Также постоянные набеги неприятеля не позволяли горцам расслабляться. Им приходилось играючи проходить по узким ущельям, переходить бурные реки, отражать вражеские осады, несмотря на нехватку воды и пищи.

Сегодня у нас, практически у всех, большие земельные угодья, добротные дома, мы имеем возможность вволю спать, досыта есть и заниматься чем угодно. Нам не надо ни к чему прислушиваться, приглядываться, мы можем свободно, не отрывая взгляда от гаджетов, попутно слушая музыку, передвигаться по городу, будучи совершенно уверенными в своей безопасности. У наших предков не было этой уверенности, они были вынуждены прислушиваться к каждому шороху, помимо человеческого фактора, сама природа таила в себе угрозу — в любое время мог сорваться камень с горы, что могло стоить жизни человеку, поэтому они не позволяли себе нашей беспечности. Из-за необходимости быть на страже самого ценного — своей жизни, у горцев были мобилизованы все человеческие ресурсы. У них был обострен слух, сконцентрировано внимание, острый, цепкий взгляд. Они не позволяли себе, подобно нам, смотреть и ничего не видеть, видеть и не помнить, слушать, но не слышать, слышать и забывать.

Вне зависимости от материальных благ они получали большую свободу, что также давало толчок их личностному росту. У них не было жажды наживы, привязанности к материальным благам, поэтому люди получали удовольствие не от внешнего, а от внутреннего роста. Они целенаправленно работали над своим личностным ростом, воспитывали себя, а не детей, тем самым подавая им пример. Вот такой образ жизни и заложил в нас эздел, воспитал в нас чувства прекрасного и бережного отношения к дому.

Современный мир, согласно развитию, диктует другие правила жизни, которые мы не можем не принимать, и наш образ жизни соответственно этому изменился. У нас много выдающихся людей во всех сферах жизни, которые известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Хочется верить, что нас ждет большое светлое будущее — впереди очень много достижений, так как у нас много талантливых людей. Но мы никогда не должны забывать, что прежде всего мы, ингуши, — носители уникальной культуры и неповторимого этикета — эздел — бесценного наследства, которое оставили нам наши мудрые предки. В наличии эздел — наша культура, она проявляется во всех сферах жизни человека: в быту, обществе, разговоре и даже наедине человека с самим собой. Эздел выделяет человека из толпы. Никакое богатство и никакое золото мира не способно украсить человека так, как украшает человека эздел. В заключение, перефразируя известного поэта, хочется сказать, что ингуш великим (богатым) может и не быть, но «эздел долаш» быть обязан!

Ф. А. Кариева,

начальник отдела научной пропаганды,

рекламы и издательской деятельности

ГКУ «Джейрахско-Ассинский государственный

историко-архитектурный и природный музей-заповедник»