Академическое кавказоведение

Известия иностранных авторов об ингушах и Ингушетии

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

0

Известия иностранных авторов XVIII-XIX вв. являются одним из важнейших источников при изучении истории и культуры любого народа. Особое значение имеют сведения иностранных писателей для тех периодов истории, когда на местах, точнее в разных регионах Кавказа, отсутствовала письменность.

Долгое время сочинения иностранных писателей оставались малодоступными для специалистов-историков. Давность издания, ограниченность в тиражах и незнание языков, на которых они писались, были тому причиной.

Европейцам Кавказ давно был известен. Хотя многие племена и народы оставались неизвестными вплоть до ХVIII века. В ХVII веке заметки о предках ингушей имеются у голландца Н. Витсена (1611-1717). Он собирал материалы, в том числе о Кавказе и его народах. Ингушей он упоминает касательно, в числе других народов.

На территории Ингушетии были открыты нефтяные месторождения в районе Малгобека в результате экспедиции лейб-медика Г. Шобера на р. Терек. Также были собраны материалы о некоторых народах северо-восточного Кавказа, информация о климате, флоре и фауне.

Более подробно описывал ингушей И. Г. Гербер, немец по происхождению. Поступил он на русскую службу в 1710 году, два года изучал побережье Каспийского моря и в 1772 году с армией Петра I пришел в Дербент. Последующие пять лет он занимался составлением карт Кавказа. Приложением к карте стали его «Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря, между Астраханью и рекой Курой, народах и землях, и о их состоянии в 1728 году». В ней он даёт описание ряда народов Кавказа. Пишет о том, что территория предков ингушей занимала огромную площадь, управлялась старшинами, что они «не находятся ни под чьим влиянием, не платят никому подати», занимались земледелием и скотоводством.

Изучение Кавказа стало более активным после создания Петербургской академии наук, которая направляла на Кавказ одну за другой экспедиции. Руководителями этих экспедиций были И. Г. Георги, И. А. Гюльденштедт, П. С. Паллас, Л. Штедер и др. Некоторые сведения об ингушах собирал поляк Ян Потоцкий, историк-любитель, и немец Якоб Рейнеггс, который совершил пять экспедиций по Кавказу. Потоцкий пишет об ингушах в двух книгах, посвящённых Кавказу. Их труды представляют для ингушской науки большую ценность.

В 1799 году в Петербурге вышел перевод книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей». Георги описал Ингушетию, в числе первых из европейских исследователей употребил термин «ингуши», дал описание религиозных взглядов, общественного быта народа.

Ценным источником этнографических данных является труд И. А. Гюльденштедта, изданный в 1834 году в Берлине «Описание кавказских стран». В 2002 году в Санкт-Петербурге был издан его труд «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.». Он посетил ингушские земли, присутствовал на массовом сходе в хуторе Барт-Бос, рядом с селением Ангушт, когда старейшины ряда ингушских сёл присягнули на верность России. «Они верят в единого Бога, которого называют Дяла, и не знают идолов», — писал ученый. Ингуши «живут в близко расположенных деревнях, в каждой из которых по 20 дворов. Они прилежные земледельцы и скотоводы... в деревнях имеются каменные башни». Он же описал мавзолей Борга-Каш, находящийся в равнинной части Ингушетии. И. А. Гюльденштедтом было установлено сходство ряда языков между собой, в том числе сходство ингушского, чеченского и бацбийского (тушинского).

В 1797 году на немецком языке вышел труд Л. Штедера «Дневник путешествия в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренние области Кавказа». Штедер побывал в Ингушетии в районе рек Ассы, Фортанги, Сунжи, Камбилеевки, Назранки. Он дал подробное описание храма Тхаба-Ерды, находящегося в Ассинском ущелье, описание Борга-Каш на равнине и других архитектурных комплексов. Он составил рисунок жилища ингушей. «Ингуши трудолюбивы, особенно их женщины, которые заботятся о хозяйстве и одежде, таскают по горам большие тяжести и часто 8 верст ходят за дровами для огня..., — пишет он. — При их гостеприимстве, при всеобщей их доброте, при похвальном равномерном распределении того, что дает им счастье и случай, они предстают человечными». Подробно описывает он небольшие хутора и поселения, расположенные вдоль рек Сунжи, Камбилеевки и Назранки.

Петр Симон Паллас (1741-1811) совершил экспедицию на Кавказ в 1793-1794 гг. Честнейшими и храбрейшими называет он ингушей, «народ, который совершенно отличается от других кавказских народов по языку, облику и чертам лица; их самоназвание — ламур, означающее «жители гор»; другие называют их галгаями или ингушами», — пишет Паллас. Это единственный народ, у которого сохранился щит, как часть вооружения, отмечал он. «Живут они на истоках Кумбелея и Сунжи, до высоких гор на восточном берегу Терека». Его описания имеются в книге «Путешествие по южным провинциям Российской империи в 1793 и 1794 гг.», изданной в Лейпциге на немецком языке в 1799 году.

Якоб Рейнеггс (1744-1793) находился на русской дипломатической службе в Грузии. Часто совершал поездки в Ингушетию. «Они суть из числа древнейших кавказских жителей», — пишет он. В описании ингушских поселений отмечает: «Ингуши считают от себя несколько селений, а именно: 200 дворов поселившихся при Шалгу (Шолхи), лежащих возле крепости Владикавказа... Владикавказ от них же название получил». Совсем неизвестны ингушам понятия «князь» и «слуга», отмечал ученый. Примечательно, что он оставил некоторые заметки о музыкальных инструментах и хореографии ингушей: «Пляска же их начинается сперва всякого рода опасным прыганием, потом, когда уже сие многими плясунами было повторено, взявшись за руки, поют в коротких и обрывистых словах и пляшут длинными рядами, иногда делают круг, который то разрывают, то опять соединяют, и, наконец, оканчивают таким же опасным прыганием, которым начали свою пляску». Труд Рейнеггса «Историческое, топографическое и физическое описание Кавказа и всех различных народов, на нем обитающих» является настольной книгой для любителей истории Кавказа.

Экспедиции первых исследователей позволили собрать ценные для академической науки сведения. И в то же время надо отметить, что экспедиции были сопряжены со многими трудностями. Местное население их не всегда понимало, не говоря уже о той огромной физической нагрузке, которую они переносили без транспорта. Во многом благодаря этим полевым экспедициям мир узнал о многих сторонах доселе неизвестной истории, географии, политическом устройстве народов края, архитектурных памятниках и многом другом. Тогда же были начаты первые исследования по кавказским языкам. Позже был издан П. С. Палласом сводный словарь языков мира «Сравнительные словари всех языков и перечней особы» в СПб в 1787 и 1789 гг.

Экспедиция Ю. Клапрота (1783-1835) внесла свою лепту в деле изучения этнографии народов Кавказа, в том числе лингвистических особенностей. Согласно Л. И. Лаврову, начиная с Ю. Клапрота, «гуманитарное» направление в кавказоведении завоевало право на самостоятельное существование. Ю. Клапрот совершил путешествие на Кавказ в 1807-1808 гг. по поручению Императорской академии наук СПб. Об ингушах, местах их поселений, семейно-бытовом укладе, общественных взаимоотношениях, вооружении и многом другом он оставил ценные сведения в книге «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.», изданной в Галле-Берлине в 1814 году.

Позже на Кавказе были экспедиции И. Ф. Паррота (1767-1852), М. Ф. Энгельгардта (1779-1842). Вопросы истории и культуры народов Кавказа были в центре внимания П. Г. Буткова (1775-1857).

В ХIХ веке кавказоведением стали заниматься и другие учреждения: Московский государственный университет, Русское географическое общество, Русское археологическое общество, Кавказская археологическая комиссия и др. Со второй половины ХIХ века ряды учёных-исследователей Кавказа пополнили представители народов этого региона, и в их числе Ч. Э. Ахриев, имя которого носит Ингушский НИИ. С 1926 года на Кавказе началось формирование сети научных учреждений. Как ответвление Северо-Кавказского института краеведения был создан Ингушский научно-исследовательский институт, отмечающий в этом году своё 90-летие.

Из года в год научный интерес к Кавказу становился всё более активным, что было связано одновременно и с политическими задачами. Академическое кавказоведение сыграло огромную роль в деле накопления и сохранения знаний об истории и культуре народов, для дальнейшего научного их изучения.

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Добавить комментарий

Новости