Приоритетное направление

Качественное образование — одна из главных задач государства

Одно из приоритетных направлений государственной политики России — образование. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию на 2016 год, Президент Владимир Путин отметил, что «российскую школу и профессиональное образование нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития».

«Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой», — подчеркнул глава российского государства.

Северо-Кавказский федеральный округ и в самые тяжелые с демографической точки зрения времена традиционно был и сейчас остается лидером естественного прироста населения. Но это обстоятельство усложнило и без того острую проблему нехватки школ и детских садов, а также наблюдается отставание в плане материально-технического обеспечения образовательных учреждений.

Решать проблему стали комплексно с принятием государственной программы России «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Соответствующие подпрограммы были разработаны во всех регионах СКФО. Затем они были расширены с учетом прогнозируемой потребности и также оформлены в виде подпрограмм до 2025 года.

В Ингушетии проблема перегруженности школ была наиболее острой еще с советских времен. Практически не было ни одного среднего учебного заведения, где дети не занимались бы в три смены. С образованием республики, как самостоятельного субъекта России в 1992 году, этому направлению уделялось значительное внимание, исходя из возможностей региона.

Ситуация кардинально начала меняться, начиная с 2010 года. Всего за 8 лет в Ингушетии построено и реконструировано 450 объектов, из них 86 в сфере образования. В республике полностью ликвидировано трехсменное обучение, более того, появились школы на 1500 ученических мест.

Напомним, что уровень рождаемости в Ингушетии — один из самых высоких по России. Если сегодня в республике ходят в школу около 70 тысяч детей, то к 2020 году их количество по прогнозам увеличится почти до 82 тысяч.

Только в 2017 году в республике создано около 7 тысяч новых ученических мест. В том числе построены современные две школы на 1500 мест каждая в столице региона — Магасе и в Гамурзиевском административном округе Назрани. Еще три общеобразовательных учебных заведения на 704 места — в городах Назрани, Малгобеке и сельском поселении Сагопши Малгобекского района.

С целью реализации государственных и федеральных целевых программ в 2018 году Минстрой России заключил с Ингушетией 6 соглашений, на общую сумму 2 миллиарда 760 миллионов рублей.

Эти средства будут направлены на реализацию 6 федеральных целевых программ, в рамках которых будет продолжено строительство 7 и начато возведение 12 объектов. Среди них — 4 школы и 6 детских садов.

Кроме этого в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» будет начато строительство 5 объектов образования. Это — два ДОУ на 220 мест и две школы на 704 места в Магасе, школа на 540 мест в селе Яндаре Назрановского района республики.

Власти региона намерены в 2018 году активизировать работу по подготовке высококвалифицированных специалистов для работы в новых школах и детских садах. Для этого планируется разработать развернутую программу, рассчитанную на 8 лет. Об этом Юнус-Бек Евкуров сообщил на пресс-конференции по итогам 2017 года, прошедшей в пресс-центре газеты «Ингушетия».

«Одной из ключевых задач Минобразования и правительства в целом является решение проблем с дефицитом специалистов для новых учреждений общего и дошкольного образования. В 2018 году для решения этой проблемы будет разработана специальная программа, рассчитанная до 2025 года», — отметил Глава республики.

По его словам, в программе будут отражены не только мероприятия по подготовке новых педагогов для школ с учетом новых образовательных стандартов, но и повышение квалификации работающих учителей и воспитателей детсадов.

«Для этого нам придется полностью пересмотреть деятельность института повышения квалификации при республиканском Минобразования. Выработать новые формы и методы совершенствования работы учителей. Проведение единого государственного экзамена показывает, что не все педагоги идут в ногу со временем. Ведь любое образование — это самообразование, каждодневное совершенствование приобретенных навыков и знаний», — считает руководитель субъекта.

Сегодня на федеральном уровне поставлена задача - ликвидировать обучение детей в две смены и полностью перейти на односменные занятия в школах. Однако в ряде субъектов школьники занимаются даже не в две, а в три смены. Нехватка мест в учреждениях образования усугубляется еще и тем, что в некоторых местах школьные здания не видели капитального ремонта десятилетиями.

Если взять СКФО, то самая непростая ситуация складывается в Дагестане, хотя к началу 2017-2018 учебного года здесь построили и ввели в эксплуатацию 16 школ более чем на 5 тысяч мест. В конце прошлого года было завершено строительство школы на 1800 мест. В текущем году в республике планируют открыть 18 школ почти на 6 тысяч мест. Ликвидировать трехсменку здесь планируют к 2020 году, а двухсменку - еще через пять лет.

В прошлом году в Чеченской Республике в стадии строительства находилось 11 школ на 5500 мест. До конца текущего года в число завершенных объектов войдут 5 школ. Это позволит снизить количество обучающихся в две смены и ликвидировать «трехсменку» в ряде общеобразовательных учреждений.

10 февраля состоялось открытие школы на 360 мест в селе Сурх-Дигора Ирафского района Северной Осетии. Ее строительство началось в апреле прошлого года, а сегодня ее посещают 185 учащихся, рассчитана же она на 360 мест. Она заменила школу-ветерана, которая была построена в далеком 1936 году. На строительство было направлено 17,4 миллиона рублей из федерального бюджета и 17,1 миллиона рублей из республиканского, а оборудование на сумму 33 млн рублей приобрели за счет внебюджетных средств.

Также ровесницу школы в селении Сурх-Дигора капитально отремонтировали в прошлом году в высокогорном селении Безенги в Кабардино-Балкарии. В здании школы укрепили стены, постелили новую кровлю, утеплили полы, поставили новые окна. Кроме того, был построен новый блок, в котором разместились дошкольное учреждение, библиотека, медицинский пункт и столовая.

В 2018 году планируется завершение строительства общеобразовательной школы на 825 ученических мест в поселке Нарткала Урванского муниципального района КБР. Объем выделенных средств на строительство школ в республике на 2018 год превышает 700 миллионов рублей.

Активное строительство идет в Карачаево-Черкесии. За минувшие два года в регионе в школах появилось порядка 5 тысяч новых мест. В середине января после новогодних каникул ребята из аула Псаучье-Дахе пошли учиться не в старое здание, которому около ста лет, а во вновь построенное, рассчитанное на 264 ученика.

В 2017-м в общеобразовательных школах Ставропольского края было создано 2200 мест. В конце ноября прошлого года в Пятигорске ввели новую школу на 500 мест со спортивным уклоном. А в самом густонаселенном микрорайоне Ставрополя открылась новая школа на 1000 мест.

В 2018 году планируется начать строительство школы на 1002 места в городе Михайловске. Весной этого года будет введен в эксплуатацию новый корпус восьмой школы в Ессентуках. Это здание — едва ли не чемпион среди долгостроев: его строительство началось еще в 2007 году. Похоже, что таковым она быть перестанет совсем скоро.

Масштабы строительства новых школ в СКФО поражают, но и сложность задач немалая. Особенно в регионах, где до сих пор ученики занимаются в три смены. Поэтому и у региональных, и федеральных властей эта программа по значимости — на одном из первых мест.