Активистки обсудили проблемы женщин

Круглый стол на тему «Ингушская женщина в 21 веке, ее роль в семье и обществе»

0
Круглый стол КПЦ "Ираз"

Мало кто, наверное, решит, что для серьезного политика, депутата Народного собрания Ингушетии, своего рода «ингушской железной леди» Марем Амриевой жизненным приоритетом всегда была и остается ее семья. С неожиданной стороны депутат раскрыла себя на круглом столе КПЦ «Ираз», прошедшем 8 сентября в Назрани. И тема мероприятия позволяла это как нельзя кстати — «Ингушская женщина в 21 веке, ее роль в семье и обществе».

Представительницы женских и благотворительных организаций республики, Комитета по делам молодежи Ингушетии и общественные деятели говорили о роли ингушки в семье и обществе, о социальной поддержке женщин-инвалидов, женщин из малообеспеченных семей. Тема обсуждалась в свете существующих реалий дня, ингушских обычаев и исламских ценностей.

Каждая участница мероприятия обозначила свое видение роли ингушки дома и в обществе, круг наиболее актуальных проблем, с которыми женщины сталкиваются ежедневно, и пути их решения.

Марем Амриева выразила уверенность в том, что главными для современной женщины должны оставаться вопросы материнства и семьи.

— Для меня семья очень важна, — отметила она.

Депутат рассказала случай с одной из жительниц республики, которая около 50-ти лет ухаживала за своим больным сыном. Именно с таких женщин, по мнению Марем Амриевой, нужно брать пример.

— Про таких женщин нужно создавать цикл передач «Материнский подвиг», — отметила депутат.

Обычаи никогда никуда не уйдут

О необходимости сохранения национальных обычаев и ценностей рассказала председатель РОД «Женщины Ингушетии» Лидия Досхоева.

— Обычаи никогда никуда не уйдут. Традиции надо соблюдать, живешь ты в селе или в городе. Наш народ всегда отличался талантливыми и достойными людьми, — отметила активистка.

Ее коллега по организации Марем Джаниева считает, что решению женских проблем могут способствовать сами женщины, если будут деятельными и активными.

- Раньше, когда наши предки жили в горах, то невесту в день свадьбы украшали задолго до прибытия свадебной церемонии со стороны жениха. Но как-то невеста так и не дождалась своего кортежа в силу непредвиденных обстоятельств. И вот тогда именно женщины сами вынесли ва1ад (ингушский закон, обязательный для всех), согласно которому невеста украшалась только к непосредственному прибытию представительной группы жениха. И этот порядок сохраняется по сегодняшний день, — рассказала Марем Джаниева.

В республике соблюдают только 30% прав женщин

Марем Джаниева также считает, что часто ингушская женщина обделена вниманием и уважением.

— Как-то в Саудовской Аравии увидела картину, когда муж привез жену к магазину. Полностью закрытая женщина сидит в машине, а он выносит из магазина вещи на примерку и передает ей, она даже не выходит из машины. Также наблюдала семейную пару в ресторане, когда муж смотрел за детьми. У нас же бывает иначе, — отметила Марем Джаниева.

Практикующий психолог и журналист Ася Гагиева согласилась с ней в том, что права ингушской женщины часто не соблюдаются.

— В республике соблюдают только 30% прав женщин, но очень часто и сами женщины не знают о своих правах по исламу. Если бы все женщины знали свои права, то просто влюбились бы в ислам. Люди думают, что мужчины созданы для женщин, а женщины — для мужчин. И если следовать этой ошибочной логике, то получается, что женщины, которые так и не вышли замуж, не реализовали свое жизненное предназначение. А правильным является то, что и мужчины, и женщины созданы для поклонения Всевышнему. Моя цель — дать женщине информацию о ее правах, и я надеюсь, что в скором времени она станет более распространенной в нашем обществе, — сказала Ася Гагиева.

Часто в нашем обществе обычаи служат инструментом давления на женщину

С ее подачи на мероприятии заострили внимание на проблеме соблюдения прав женщин по исламу и ее просвещения в этой области. Участницы круглого стола отметили и тот факт, что высокое положение женщина занимает не только в исламе, но и в исконных ингушских адатах. Они выразили единодушие в том, что очень часто уважение к женщине, диктуемое ингушскими обычаями, в семье и в обществе отсутствует.

— Роль ингушки в семье — это одна сторона вопроса, и ее роль здесь остается неизменной. Другая сторона — это роль семьи в жизни ингушской женщины, а здесь уже все неоднозначно. Если бы мы сегодня жили действительно по нашим обычаям, то у женщины был бы очень высокий семейный и общественный статус, — сказала организатор мероприятия, директор КПЦ «Ираз» Аза Дидигова.

Новое направление в психологии — «исламская психология»

А вот другой известный ингушский психолог, председатель совета общественного фонда социального развития «Генезис» Марета Дзейтова считает, что обычаи подчас используются как дышло.

— Часто в нашем обществе обычаи служат инструментом давления на женщину, используются в неправильной, удобной кому-то трактовке, — отметила она.

В русле данной проблемы собравшиеся также подняли вопрос домашнего насилия над женщинами. Более подробно по данной теме высказалась директор АНО «Центр психологической помощи и психологической посткризисной реабилитации», почетный профессор Европейского университета Европейской академии естественных наук Роза Ганиева.

— Раньше я говорила, что в Ингушетии нет домашнего насилия в отношении женщин, но потом выяснилось, что это не так. И мы стали собирать истории женщин, так что я даже задалась вопросом: «Есть ли в Ингушетии счастливая женщина?» Также есть и другая проблема, когда женщины сами часто не знают правила решения внутрисемейного конфликта. С кем женщина в первую очередь обсуждает сложившуюся проблемную ситуацию? С различными родственниками, но вопросы ведь должна обсуждать сама семейная пара, а у нас идут к маме, свекрови и так далее, — сказала психолог.

На помощь в таком случае может прийти «исламская психология», считает Роза Ганиева. Это направление в последнее время, по ее словам, стремительно развивается и дает людям найти гармонию согласно канонам ислама, путем соблюдения шариатских прав обеих сторон. Необходимость ее применения Роза Ганиева видит и в силу того, что в современном ингушском обществе разрушены институты материнства и семьи. Именно к «исламской психологии» она отнесла направление работы своей коллеги Аси Гагиевой.

Сегодня ингушка — это и бизнес-леди, и хорошая домохозяйка в одном лице

Рассказывая о своем видении образа современной ингушки, представитель Комитета по делам молодежи Ева Ужахова отметила, что времена, когда женщина занималась только кухней, остались в прошлом.

— Сегодня ингушка — это и бизнес-леди, и хорошая домохозяйка в одном лице. Она может быть и современной, но при этом оставаться скромной и порядочной. Каждый год мы организуем участие наших девушек в различных форумах, — сказала она.

В подтверждение своих слов Ева Ужахова, как бы кстати, отметила, что больше половины штата Комитета по делам молодежи составляют девушки.

Представительница Клуба добрых людей Ася Гандарова обратила внимание на проблему необразованности женщин из малоимущих семей. Также она отметила, что часто клуб не может оказать помощь в лечении больных детей из-за нежелания их родственников, в частности отцов, предавать огласке собственную нуждаемость, что необходимо для организации денежного сбора. Здесь прозвучало мнение о том, что женщины не должны в таком случае идти на поводу чьей-то гордости, а должны спасать своих детей, несмотря ни на что.

По итогам круглого стола его участницы решили создать площадку для обсуждения самых актуальных проблем, стоящих перед ингушской женщиной, а также чаще проводить мероприятия для поиска конкретных решений этих проблем.

Добавить комментарий

Новости