Учителями славится Россия!

Мадина Аушева: «В каждом ребёнке я вижу личность»

Свою главную задачу Мадина Джабраиловна Аушева видит в том, чтобы помочь ребёнку сформироваться как личность, научить его быть добрым и позитивным человеком. Эта задача и определяет её педагогическую сущность.

Если я скажу, что начальная школа — это особый мир, думаю, со мной не поспорит никто. Учитель начальных классов — это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. Воистину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника. Это можно смело отнести к учителю начальных классов школы-лицея города Магаса Мадине Джабраиловне.

Мадина Джабраиловна Аушева — почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Ингушетии, лауреат конкурса «Учитель года 2007», победитель конкурса «Лучший учитель РФ».

— Главное в работе учителя — это искренняя любовь к выбранной профессии и дружная, творческая атмосфера в коллективе, — говорит Мадина Джабраиловна. — С этим мне повезло. Остаётся только работать. А для этого нужно много трудиться. Успех не свалится на голову. Он придет только с усилиями и с трудом. Это я говорю сегодня молодым специалистам, которые пришли работать сразу после окончания вуза. Очень важно поддержать их на этом этапе. Я всегда вспоминаю своего первого руководителя — Бекову Розу Макшариповну, директора третьей назрановской школы, где я начинала свою трудовую деятельность после окончания грозненского педагогического училища. Мне дали первый класс. Для начинающего учителя это была непосильная ноша. Но я выкладывалась по полной программе, готовила каждое занятие тщательно и скрупулёзно, а утром, во всеоружии представала перед детьми. Сейчас-то с этим проблем нет. Интернет даёт море информации. А тогда надо было перелопатить все методички, литературу начальной школы, чтобы сделать интересный урок и найти ответы на вопросы. Роза Макшариповна пришла на мои уроки через месяц после начала работы. Она просидела у меня на трёх уроках. Внимательно следила за каждым моим словом, за каждым действием. Не скрою, что мне было на тот момент очень страшно. И вот, после занятий стою в ожидании вердикта. Но вместо этого последовало признание профессионала. «Из вас получится очень хороший специалист», — сказала она мне. И эти слова стали определяющими в дальнейшей моей работе. Для молодого специалиста это много значило. Сегодня, имея за плечами 32-летний педагогический стаж, я стараюсь следовать её примеру, стараюсь быть полезным наставником для начинающих педагогов, поддержать их словом и делом в любом начинании.

В 2007 году Мадина Аушева стала лауреатом республиканского конкурса «Учитель года». Её узнали в образовательной системе республики как профессионального педагога, и когда в Назрани открылась школа-лицей, директор Сергей Магомедович Чапанов, заслуженный учитель РФ, пригласил её к себе поработать. Потом была школа-гимназия «Марем» в Магасе, откуда они всем коллективом начальной школы были переведены в школу-лицей.

— Я поняла одно, — говорит Мадина Джабраиловна, — что успех — это не конечная цель. А наоборот, это бесконечная лестница, ведущая вверх; это постоянное движение вперед, рост и развитие, непрерывный процесс самопознания и совершенствования. Только тогда работа бывает интересной и непостижимой. Я до сих пор тщательно готовлюсь к каждому уроку, в том числе и к внеурочной деятельности. Детям очень нравится, как мы разными способами — викторинами, конкурсами, в игровой форме — закрепляем пройденный материал.

У Мадины Джабраиловны в этом году выпускной четвертый класс. В копилке их достижений многочисленные призовые места по разным направлениям, будь то олимпиады или художественная самодеятельность. Не мудрено, что с такой подготовкой дети выбиваются в лидеры.

— В каждом ребёнке я вижу личность, — говорит Мадина Джабраиловна. — Когда дети приходят из детского сада в первый класс, я стараюсь войти к ним в доверие, чтобы ребёнок потянулся ко мне. В первый месяц-другой я даже не ограничиваю их свободное передвижение по классу во время занятий, подвожу к этому пониманию постепенно. К ноябрю они уже сами знают, что урок — это порядок и дисциплина.

В методах моей работы нет авторитарности. Ни в коем случае нельзя этого делать. Нельзя, чтобы ребёнок вас боялся. Это сковывает личность. А я перед собой ставлю задачу раскрыть ребёнка, создать вокруг него комфортную среду. Вот, например, на внеурочных занятиях я даю им специальные задания с ошибками, посильными, чтобы они их находили, размышляли, обсуждали, делали свои выводы. И вы знаете, тихие, спокойные на уроках ученики проявляют себя здесь совсем по-другому. Они становятся более уверенными, раскрепощёнными. Я вижу, что это помогает. У нас много подобных занятий. Такая работа идёт на протяжении всего процесса обучения. И вот к четвертому классу детишки смело высказывают своё мнение, свободно рассуждают на разные темы. Это меня очень радует.

Работа с родителями — это отдельная тема, считает Мадина Джабраиловна. Одна из целей её педагогической деятельности — это объединение родителей в сплоченный коллектив, установление тесного контакта с ними, чтобы они стали соучастниками педагогического процесса. Ведь правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив — это большая опора, союзник и помощник учителя. Это, конечно же, понимает Мадина Джабраиловна, от которой, в свою очередь, требуется большое терпение, такт и преданность своему делу.

— Родители у меня организованные и ответственные, — говорит педагог. — Они в любое время могут обратиться ко мне за разъяснениями по той или иной ситуации. Мы общими усилиями корректируем поведение ребёнка, учебно-воспитательный процесс. Родители понимают, что мы делаем общее дело, поддерживают меня, участвуют во внеклассных мероприятиях, совместных творческих делах. Совместные походы, экскурсии и чаепития являются нашей доброй школьной традицией. Когда в непринуждённой обстановке собираются родители и дети, получается настоящий праздник.

Педагог начальных классов — очень ответственная работа. Она требует некоторой жертвенности в личной жизни, полной самоотдачи. Ты понимаешь, что закладываешь фундамент будущих знаний человека, занимаешь определяющее место в формировании его мировоззрения. Значит, каждый ваш шаг должен быть взвешенным и грамотным. Но при всём при этом я ни разу не пожалела об избранном пути. Не было даже в мыслях, что я вот устала или не могу. Наоборот, с годами всё больше ценю и люблю свою работу, люблю учить детишек, и наоборот, учиться у них. Они заражают своей искренностью, своей правдивостью, открытостью. Говорят, что имя учителя делают дети. Я с этим абсолютно согласна. Что ты им отдашь, то и будешь иметь. Как там, в стихах говорится: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

В наш профессиональный праздник я хочу пожелать своим коллегам прежде всего здоровья. Педагог должен быть здоровым. Это главный успех. И, конечно же, творческих удач и семейного благополучия. Хочу также пожелать всем в наше сложное время при любых обстоятельствах оставаться человеком. Таким он будет полезен обществу в любой профессии.